Зеркало сцены
[b]Москву охватил строительный бум – многие худруки начинают свою деятельность с ремонта и реконструкции, некоторые театры справляют новоселье. Главный флагман – МХТ им. Чехова – недавно доказал, что возможности сцены и ее трансформации могут удерживать зрительское внимание минут пятнадцать. Казалось бы, формулу Немировича-Данченко про двух актеров и коврик списали за ненадобностью. Мы попросили практиков театра – художника, худрука и директора – обрисовать идеальный, с их точки зрения, театр.[/b]Александр Боровский, главный художник Театра Олега Табакова и «Студии театрального искусства»: [i]«Я не владею информацией о том, что есть по России. Знаю только, что художнику всегда всего мало, поэтому театральная техника и оснащение все время совершенствуются. Но в конечном счете дело не в оснащении, а в людях – в команде людей. Вот здесь мы действительно слабо оснащены. Раньше не было многого из того, что есть сегодня, а спектакли были замечательные».[/i]Леонид Трушкин, художественный руководитель Театра на Малой Бронной и Театра Антона Чехова: [i]«Если говорить о Театре Чехова – у него нет даже крыши над головой. Если о Бронной – она оснащена довольно прилично, но многое можно улучшить – поднять пол зала сантиметров на двадцать, немного переоборудовать свет и звук. Но вообще-то театр – это не свет и не звук, а литература и актеры. Если бы я строил театр, я бы сделал удобные гримерные с душевыми. Но главное – два репзала. Один – точная копия зрительного зала, только этажом выше. Там стояли бы декорации спектакля, который сейчас репетируется. Чтобы репетиции шли и утром и вечером и не надо было делать перерыв на несколько часов, чтобы установить декорации вечернего спектакля. А потом бы они просто на лифте спускались бы на сцену. И такой проект у меня был – только жизнь не позволила его осуществить. Ну а во втором бы репетировалась драматургия малой сцены».[/i]Эдуард Бояков, менеджер, директор театра «Практика», экс-директор фестиваля «Золотая маска»: [i]«Спрашивать меня о том, какой театр идеальный, – все равно, что спрашивать художника, какой у него любимый цвет – желтый или зеленый. Театр – это, прежде всего, энергия людей. Но если говорить о театре как о здании, в Москве практически единственная приличная площадка – Центр им. Мейерхольда. В МХТ, оснащенном по последнему слову техники, остается портал. Это не плохо и не хорошо, но это сильно ограничивает возможности. Вообще в современном мировом театре больше половины интересных проектов были созданы не в театрах с порталами по итальянскому образцу, а в павильонах.Один из самых любимых моих театров (к сожалению, он больше не существует) – голландская труппа «Hollandia». Я видел много их спектаклей, но два меня просто потрясли, и оба были созданы в совершенно феноменальных пространствах. Один – в медицинской академии, роскошном здании XVIII века, в департаменте генетических исследований, где внутри все набито компьютерной техникой. И все это непосредственно касалось темы спектакля и производило почти магическое впечатление. Второй – «Лебединое озеро» в доме для престарелых, старшему из которых было 92 года.Мне кажется, самое востребованное сегодня универсальное пространство павильонного типа, где можно воссоздать и традиционную итальянскую театральную коробку с порталом, и, наоборот, устроить мультимедийное шоу».[/i]