Пожар под ногами
[b]В начале двадцатых в Аргентине «гуляли в стиле танго, носили танго, весь город был пропитан духом танго». Так говорил о своей родине-времени Астор Пьяццолла, едва ли не самый известный адепт и преобразователь аргентинского танго.[/b]Изначально танго (что значит «прикосновение») – мавританский танец – испанские мавры танцевали еще в ХV веке. А потом его переняли цыгане и разнесли по миру, заразив бесстыдным танцем и Аргентину. А в конце позапрошлого века танго стало танцем аргентинских иммигрантов из Европы, сутенеров, мелких преступников и прочих аутсайдеров, обитателей «аррабалей» – бедных предместий и трущоб.В таком котле перемешались кубинская хабанера, андалузское фанданго, аргентинская пайяда, креольская милонга и афро-аргентинская кандомбе.Словом, мы говорим – Аргентина, подразумеваем – танго. Об этом времени поставил свою «Тангеру. Любовь и смерть в Буэнос-Айресе» хореограф Мора Годой и режиссер Омар Пачеко.Слезливый сюжет про француженку, которая в начале века приплывает в Аргентину, влюбляется в портового грузчика, но попадает в лапы сутенера и наркоторговца, а потом, пройдя все круги ада, убегает со своим возлюбленным, которого в ту же ночь убивает ее бывший хозяин и подчиняет ее себе уже навсегда (уф!) – так вот, сюжет этот становится канвой, по которой хореограф мастерски вышивает, ни много ни мало, историю самого танго.Танго мужcкое: портовые грузчики, для которых женщины – роскошь, вытанцовывают свое веселое отчаяние, свое мужское братство и горькую судьбу так, что женщины в зале начинают трепетать, а мужчины бешено завидовать. Танго проституток и грузчиков – веселый и нежный танец неунывающих парий, отвоевавших себе кусочек счастья посреди враждебного мира. Танго проституток и сутенеров: смертельно опасный поединок жертв и палачей, в котором проступает вдруг такая страсть, что одной лишь зависимостью первых от вторых их покорность не объяснишь – танго повязало их, как общая судьба. Танго втроем: смертельная борьба не за девушку – за свое право оставаться мужчиной, самим собой.«Скрещенья рук, скрещенья ног», танго в воздухе, точно земля горит под ногами и зашкаливающий градус эмоций заставляли говорить про «Тангеру», что этот спектакль, ни много ни мало, возвращает самосознание аргентинскому народу. Аргентинской компании Диего Ромая удалось сделать в танце то, что выразил в слове гениальный аргентинец Хорхе Луис Борхес, заставив весь мир влюбляться даже заочно в свою далекую страну: «...Свежо в аккордах все, что обветшало: /Двор и беседка в листьях винограда. /(За каждой настороженной оградой – / Засада из гитары и кинжала). /Бесовство это, это исступление / С губительными днями только крепло. / Сотворены из времени и пепла, / Мы уступаем беглой кантилене: / Она – лишь время. Ткется с нею вместе / Миражный мир, что будничного явней: / Неисполнимый сон о схватке давней / И нашей смерти в тупике предместья».