Рама для драмы
[b]Современную драматургию принято вяло поругивать – мол, масштабы не те, что у классики. Между тем журнал «Современная драматургия» прожил уже 25 лет и в отличие от многих других литературных «толстячков» не потерял ни свое лицо, ни свои позиции, ни свои тиражи.[/b]Родившись в 82-м году, когда советский народ «уверенно строил новое общество развитого социализма», журнал «Современная драматургия» пережил на своем веку многое. И крах СССР. И отделение от издательства «Искусство». И эмоциональный раскол в своих рядах с выбрасыванием стола главного редактора со второго этажа. И переезды, и пожар. И соседство с диким рынком (подъезд превратился в примерочную для турецких джинсов, и пройти в редакцию было не так-то просто). И первые уроки самоокупаемости, когда редакторы журнала днем распродавали тираж чуть ли не на улице, а вечером отправлялись в редакцию готовить следующий номер. И эйфорию, когда «читать было интереснее, чем жить». В общем, нынешнему главному редактору Андрею Волчанскому, который прошел с журналом все эти четверть века, есть что вспомнить.Достаточно только перечислить имена, которые журнал так или иначе открыл. Здесь впервые печатались многие пьесы «шестидесятников». Затем настала очередь Галина, Горина, Злотникова, Казанцева, Лобозерова, Мережко, Петрушевской, Славкина.В 90-е им на пятки стали наступать нынешние лидеры «новой драмы» – Гремина, Угаров, Драгунская, Мухина, Коляда, Курочкин, Слаповский. Ну а там подоспели уже «двухтысячники» – Вырыпаев, братья Дурненковы и братья Пресняковы, Мухина, на чьих пьесах держится сегодня целый репертуар театров DOC и «Практика».«Современная драматургия» открыла российским читателям Бернара-Мари Кольтеса, Мартина МакДонаха, шекспировские переводы Осии Сороки и многие другие имена, без которых нынешний театр даже невозможно себе представить. Среди авторов появились «диссиденты» Аксенов и Бродский, Максимов и Гавел, завязалась переписка с Солженицыным.Из архивов были извлечены на свет пьесы Аверченко и Алданова, Берберовой и Булгакова, Гумилева, Замятина и др.Кроме того, журнал занялся скучной наукой статистикой и выяснил интересные данные о пристрастиях российских театров – все рекорды популярности в провинции среди современных драматургов бьет Надежда Птушкина, с которой сопоставимы показатели Григория Горина, Александра Галина, Владимира Гуркина и Степана Лобозерова.Но какие бы рейтинги ни складывались у драматургов, любой из них скажет, как важна ему публикация пьесы. Ведь после нее им не страшна никакая режиссерская интерпретация – в начале было Слово, и в это начало всегда можно вернуться.