Невыносимая легкость насилия
[b]Эта навороченная окрошка из всех шекспировских мотивов, которую не так-то просто воcпринимать всерьез, в руках знаменитого режиссера превратилась в легкий, стремительный и абсолютно внятный спектакль.[/b]Любая энциклопедия сообщит вам, что «Цимбелин» позднего Шекспира – поэтическая сказка, уводящая от реальности в мир мечты, свидетельство разочарования драматурга в гуманистических идеалах. На сцене «Цимбелин» – пожалуй, один из наиболее редких гостей из числа шекспировских пьес. Уж слишком много там всего наверчено.Судите сами. Король Цимбелин когда-то обидел своего придворного, и тот в отместку украл двух его сыновей и вырастил их в лесной пещере. Дочь Цимбелина Имогена вышла замуж за дворянина Постума – олицетворение всех достоинств. Но отец воспротивился этому браку, Постума выгнал из страны, дочь посадил под замок и пообещал ее в жены своему пасынку Клотену, олицетворению всех недостатков.Тем временем Постум в изгнании заключил пари, что Имогена – сама добродетель, но, получив лжесвидетельство ее измены, поверил в нее и приказал своему слуге жену убить. Имогена, переодевшись мальчиком, бежала в леса, там встретила своих родных братьев-дикарей (один из них за одну насмешку преспокойно снес голову нахалу Клотену)…В общем, не без вмешательства Юпитера (был когда-то такой наивный театральный прием – бог, спускающийся с небес-колосников, чтобы исправить запутанную ситуацию), все вернулось на круги своя. Сыновья Цимбелина вернулись в королевские покои, брак Постума и Имогены освятило отцовское благословение, а все враги были наказаны… прощением.Насилие порождает хаос, говорит Донеллан, а испытания вовсе не делают людей лучше. Легкость, с которой люди поддаются насилию и впускают его в себя, не может не шокировать. И англичанин обнажает не столько насилие, сколько эту невыносимую легкость.Так восторженный романтик Постум позволяет первому встречному проверять любимую, так же легко позволяет обвести себя вокруг пальца и почти без сомнений принимает решение – убить неверную. Выращенные в лесу «дети природы», в жилах которых течет королевская кровь, легко, играючи убивают того, кто пришелся им не по вкусу и задел их гордость. И не спасает ни «природа», ни королевская кровь.Решение Имогены – этой Джульетты со счастливым концом – ответить на насилие всепрощением кажется исключением в этом мире людей, лишь подтверждающим правило. Но непостижимым образом рациональный скепсис Доннеллана относительно человечества вообще уживается с его романтически приподнятым восхищением конкретным человеком – в частности, хрупкой девушкой Имогеной, отстоявшей свою любовь.Пронзительная сценка: от переодетой Имогены (Джуди МакНи) грубо отмахиваются и муж, и отец, а она продолжает тянуть к ним руки – в истинной любви нет места глупой гордости.Доннеллан с истинно английским юмором посмеивается над захватывающими поворотами сюжета – чего стоит пробуждение Имогены прямо на трупе обезглавленного ненавистного Клотена, переодетого в одежды любимого Постума? Обоих играет, перевоплощаясь в секунду, Том Хидллстон.Посмеивается, но при этом заставляет «облиться слезами над вымыслом» и остро почувствовать, что воцарившаяся к финалу гармония и впрямь недостижима.