Выросло число стационарных гаражей в Москве
Об этом заявил на днях первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного Стройкомплекса Владимир Ресин. «Когда Юрий Лужков впервые стал мэром Москвы, организованных подземных и надземных гаражей в городе, не считая металлических боксов, было всего 80 тысяч. Сегодня их около миллиона», – сказал он. Однако этого количества городу явно недостаточно: автопарк столицы растет не по дням, а по часам. Сейчас, по информации Владимира Ресина, в Москве зарегистрировано 3 млн автомобилей против 1,5 млн в 1994 году, а к 2015 году их число превысит 5 млн. Поэтому столичные власти готовят массированное наступление на «гаражном фронте». В решении проблемы гаражей московское правительство пойдет по тому же пути, который уже отлично зарекомендовал себя в борьбе с дефицитом жилья и детских садов. Называется этот путь просто: строить, и чем больше, тем лучше. Вот уже второй год на слуху московская программа строительства 100 детсадов ежегодно в течение трех лет: с 2006-го по 2008-й. Проблема гаражей решается не менее интенсивно. По словам Владимира Ресина, в прошлом году в Москве было построено 110 тысяч машино-мест. В этом году будет сооружено еще 126 тысяч. В будущем году строительство будет еще более масштабным: планируется сдать в строй 150 тысяч машино-мест. Понятно, что так же как и в случае с жильем и детсадами, гаражное строительство сталкивается с проблемой нехватки территории. Свободной земли в Москве остается не так уж много. Там, где она есть и где строители ведут комплексное освоение целых кварталов, гаражи предусматриваются еще на стадии проектирования. Тут все просто: они чаще всего делаются подземными. Это жилье или детсад нельзя загнать на два-три этажа под землю. А машина непривередлива, ей не нужно солнце за окошком. Но что делать в остальных местах, где с землей, как говорится, напряженка? Для них в мэрии уже разрабатывают нестандартные решения. «Программа по строительству гаражей разработана, и она непростая, – отмечает Владимир Ресин. – Сегодня она сольется со строительством Четвертого транспортного кольца, откуда надо выводить десятки тысяч неорганизованных стоянок транспорта. Вместо них надо строить современные паркинги и перемещать туда автомобили». Есть и еще одна проблема, которая роднит гаражи с жилищной проблемой и вытекает из дефицита площадей – это цена. В начале года в Москве произошла история, которой еще не одно поколение риелторов будет пугать детей: гаражи были проданы дороже квартир. Исходя из цены квадратного метра, разумеется. Дело было так: на аукцион выставили 11 мест из «доли города» в подземном гараже обычной жилой новостройки в Новогирееве. Эти машино-места «ушли» более чем за 100 тысяч долларов каждый. В пересчете на квадратный метр цена составила около 5,5 тысячи долларов. Средняя цена квадратного метра жилья в городе на тот момент составляла 4,5 тысячи. После того как история стала достоянием общественности мэр Москвы Юрий Лужков обрушился на своих подчиненных с критикой. «В последнее время мы наращиваем объемы строительства в Москве таких объектов, однако число автомашин у населения растет быстрее – у нас уже количество квартир сравнялось с числом машин, – заявил мэр. – Поэтому меня не устраивает количество строящихся гаражей и парковок в городе». Поэтому в прошлом году московские власти приняли решение о строительстве в городе муниципальных гаражей. «Это те гаражи, которые по доступным ценам будут сдаваться в аренду для определенных категорий людей. Видимо, в первую очередь для тех, кто получает социальное жилье», – отметил Владимир Ресин. По его словам, в основном муниципальные гаражи появятся в центре города – в тех местах, где ведется строительство домов по городскому заказу. Глава Стройкомплекса напомнил, что в центре города ежегодно возводится более 300 тысяч квадратных метров жилья, из них – до 100 тысяч квадратных метров – жилье социальное, предназначенное для переселения жителей из ветхих домов, очередников и других льготных категорий. Еще одним из основных направлений гаражного строительства в центре города будет программа «Народный гараж». Под объекты по этой программе в Центральном округе уже подобрано 28 участков. К концу текущего года запланировано построить пять «народных гаражей» общей вместимостью 386 машино-мест. По замыслу мэрии, программа «Народный гараж» должна привлечь самих москвичей к финансированию строительства необходимых им гаражных мест. Желающие инвестировать в строительство гаража должны создать инициативную группу и обратиться в управу. Особое внимание городские власти уделяют тому, чтобы реализация проекта «Народный гараж» не стала прикрытием для коммерческого гаражного строительства. Стоимость одного машино-места в «народном гараже» начинается от 115 тысяч рублей (между тем на коммерческом рынке средняя стоимость места, например, в подземном гараже, колеблется около 30 тысяч долларов). Городской Департамент градостроительства уже подготовил проект распорядительного документа, предусматривающий передачу функций технического заказчика по строительству «народных гаражей» службам заказчиков, созданным при районных управах. Вообще Центральный округ занимает особое место в «гаражной» программе московских властей. Ведь постоянное блокирование маленьких улиц и переулков беспорядочно припаркованными машинами – одна из главных проблем городского центра. В нынешнем году в центре Москвы планируется ввести в эксплуатацию 21 тыс. 978 машино-мест. Из них 10 тыс. машино-мест придется на 46 отдельно стоящих гаражей и парковок, а 11 тыс. 978 мест будут сооружены при строительстве жилых и нежилых зданий. Таким образом, на центр города придется немногим меньше шестой части общегородской программы гаражного строительства на 2007 год. Причем в ближайшие годы строительство гаражей в центре Москвы будет лишь набирать обороты. Так, в 2008 году в ЦАО планируется ввод 22 тыс. 829 машино-мест. При этом за два последних года (2005–2006) в центре Москвы введено в эксплуатацию 30 тыс. 938 машино-мест. К концу этого года, по замыслу властей, Москва будет обеспечена парковками на 47%. А когда будут реализованы все планируемые меры, то проблема дефицита гаражей и вовсе сойдет на нет. По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, городские власти планируют к 2010 году убрать с улиц в гаражи около 60% автомобилей и довести темпы гаражного строительства до 170 тысяч машино-мест в год