Равные права родителей
5 декабря, как сообщает пресс-центр МГД, на заседании Московской городской Думы было принято постановление МГД «Об отзыве на проект федерального закона №485741-4 «О внесении изменения в статью 64 Семейного кодекса Российской Федерации». Законопроект предлагает внести изменение в статью 64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым «в случае раздельного проживания родителей законным представителем ребенка является родитель, с которым в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено место жительства ребенка, если иное не установлено соглашением между родителями или решением суда». Уполномоченный по правам ребенка в Москве, редактор проекта постановления Алексей Головань считает, что предложенная поправка противоречит нормам действующего законодательства: согласно Конституции и Семейному кодексу РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. При этом даже раздельное проживание родителя и ребенка не прекращает родительских прав. Головань особо подчеркнул, что принятие законопроекта полностью устранит отдельно проживающего родителя от защиты прав и интересов ребенка, процесса его воспитания, участия в его обучении и лечении. Кроме того, имеют место случаи, когда родитель, непосредственно проживающий с ребенком, действует не в его интересах. Принятие данного законопроекта лишит отдельно проживающего родителя возможности защищать права и представлять интересы несовершеннолетнего. Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев (фракция «Единая Россия) отметил, что законопроект не объясняет, что означает «совместное проживание»: имеется ли в виду прописка или реальная жизнь вместе. Что же касается сути законопроекта, то депутат выразил несогласие с подобным правовым выделением одного из родителей. Коллеги согласились с высказанной точкой зрения: решено было не поддерживать указанный законопроект. В тот же день столичные депутаты приняли постановление МГД «Об отзыве на проект федерального закона №485737-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предлагает внести поправки в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Как сказал редактор проекта постановления, все тот же Алексей Головань, в настоящее время редакция статьи 77 Семейного кодекса РФ закрепляет административный порядок отбирания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Немедленное отбирание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. С 1 января 2008 года полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству законодательно переданы органам государственной власти субъектов Федерации. В этой связи с 1 января 2008 года предполагается введение в действие новой редакции статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой немедленное отбирание ребенка будет производиться органом опеки и попечительства. Законопроектом же предлагается производить отбирание ребенка на основании определения мирового судьи, выносимого в порядке особого производства. По мнению Алексея Голованя, законопроект направлен в первую очередь на защиту прав и интересов родителей, а не детей, что недопустимо: согласно Семейному кодексу РФ, защита прав и интересов ребенка является приоритетной. Отбирание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью - исключительная по своему характеру мера защиты его прав и интересов. Непосредственный характер угрозы проявляется в том, что она носит прямой и явный характер и не вызывает сомнений в наступлении негативных последствий. Ценность процедуры отбирания заключается именно в ее оперативности. Отбирание ребенка на основании решения мирового судьи, которое должно быть вынесено в течение трех суток со дня поступления заявления, лишает процедуру этого ценного качества. Процедура отбирания детей на основании судебного решения целесообразна только в случаях, когда не существует непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка. Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») рассказал коллегам о том, что проект постановления был рассмотрен на заседании комиссии: решено было поддержать постановление, содержащее отрицательный отзыв на законопроект. Депутаты согласились с мнением комиссии.