Средний класс тортом по фейсу
Семья Потыкаевых живет в большом доме у Киевского вокзала. Прямо напротив МИДа. Ее глава Александр — менеджер в компании, продающей компьютеры. Мама не работает, потому что в семье трое детей: дочке 17 лет, старшему сыну 14, а маленькому Пашке всего-то 5. У Александра есть «Волга». И квартира у них неплохая. В имущественном (как минимум) смысле все идет очень неплохо. Хотя неплохо было и купить новый холодильник, и телевизор побольше, и еще Саше хочется пересесть на иномарку, старший сын, фанат Интернета, вечно требует обновления компьютера, Паша чрезвычайно хорошо разбирается в пицце и мороженом, а дочка начала встречаться с мальчиками, следовательно, пополнение ее гардероба для семейного бюджета вполне чувствительно...Да что это мы все в настоящем времени! Все это только будет: Потыкаевы будут жить напротив МИДа, их дочка будет встречаться со сверстниками, а Пашка когда еще разберется в мороженом. И в их ролях еще только заблистают Александр Симонец (папа), Марина Дюжева (мама), Ольга Евтушенко, Антон Колесников, Паша Ильин (дети)...Пока же режиссер Юрий Стыцковский, в недавнем прошлом постановщик программ «Маски-шоу» и «Каламбур», работает над первыми 10 сериями «Дружной семейки», комедийного сериала, который скоро стартует на РТР.[b]О проблемах создания российского с и т кома мы беседуем с продюсером Юрием Володарским, отважным пионером жанра под условным названием sitcom Russian style.— Вот интересно, почему ситкомы на нашем ТВ уже обжились, их на разных каналах без счета, а национального продукта такого рода до «Дружной семейки» не было?[/b]— В определенном смысле потому, что была утрачена традиция, восходящая к замечательным комедиям ситуаций 30-х — «ВолгеВолге», «Цирку». Эта традиция отчасти была продолжена картинами Гайдая, но, по большому счету, традиционных situational comedies у нас было создано мало, потому, кстати, мы и смотрим каждую из них по телевизору десятки раз. Но, между прочим, в этом и главное обаяние ситкома — он практически не стареет.По этой причине ситкомы у нас и не могли появиться в ни в 94-м, ни в 95-м. К тому моменту в России был уничтожен средний класс, а новый еще не появился. А значит, не для кого было делать ситкомы, потому что имущественная элита — это очень маленький процент общества, для них нужно создавать некие специфические программы, а большинство людей было занято поисками ответа на вопрос «как выжить?»[b]— А почему нельзя делать ситком про бедных?[/b]— Ну да, встает этот вопрос. Но к этому времени людям уже надоело смотреть про себя нищих...[b]— Российский юмор, с вашей точки зрения, разительно отличается от так называемого международного, не так ли? Не в этом ли кроются сложности с креативом, исполнителями, эфиром, в конце концов![/b]— Я несколько лет занимался дистрибюцией юмористических передач и выяснил, что наши программы социальны. Именно поэтому им трудно найти потребителя за рубежом. Нет, люди понимают, когда тортом по фэйсу... но если это делается, с их точки зрения, в загадочном месте и при странном для них раскладе обстоятельств, они начинают раздумывать, а там, где начинается раздумье, смех заканчивается.И наши прекрасные комедии будут смотреть за рубежом, только если сеанс предварять лекцией по российско-советской феноменологии, об особом образе жизни в коммуналках, например.Даже самая известная и любимая отечественная телекомедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» не может смотреться на Западе, потому что она вызывает множество вопросов. Во-первых, почему героиня живет с мамой? Во-вторых, почему герой живет с мамой? В-третьих, почему они не ходят при этом к психоаналитикам? Почему врач, который, по зарубежной-то логике, состоятельный человек, живет в столь странной квартире... Почему его невеста юрист, уж точно состоятельный человек... и так далее. Все эти вопросы выбивают базу из-под комедии. Суть же комедии в том, что по ее поводу не надо объясняться.Если задаться целью создать новый жанр, который будет называться «ситком по-русски», тут же с ней и сталкиваешься. Формат западного ситкома — 22 минуты.Повторить его в ситкоме по-русски нельзя. Потому что английский язык вдвое короче русского.Короткие и хлесткие шутки и подачи, естественные в английском языке, в русском не сработают.Фраза «Привет, как у тебя дела?» займет вдвое больше времени, чем «Hi! What’s up?» Кроме того, российский зритель не любит стремительногоповествования, он любит оценить образ, обдумать шутку, послушать ее дважды... То есть разница в темпе — корневая проблема ситкома.Следующая проблема — актерская. Старшего поколения актеров, испытанных асов отечественной комедии, практически уже нет. За последние 10 лет комедии у нас практически не снимались, и актеры разучились в них играть.[b]— Какова самая близкая аналогия «Дружной семейке» из уже нам известных? «Женаты... С детьми»?[/b]— Да, с этим американским ситкомом нас можно сравнивать, но лишь условно. Скажу честно: «Женаты... С детьми» — один из моих любимых сериалов, Бадди и Пегги — одни из любимых моих героев. Но «Женаты...» сосредоточен на другой социальном слое.Бадди — продавец обуви, это нижний пласт американского среднего класса. Наш герой Саша Потыкаев, менеджер компании по торговле компьютерами, куда выше стоит на российской социальной лестнице.[b]— Каким образом вы проверяли эффективность «Дружной семейки»? Будет ли она действительно смешна, как будут воприниматься персонажи? Задействовали какието социологические методы?[/b]— На РТР очень мощные фокусные группы, они смотрели все сделанные серии. Но знаете, я 20 лет я занимаюсь юмором и скажу вам откровенно — у нас есть самая доступная фокусная группа. Мы сами. Мне об этом как-то сказал Питер Скарлетт, директор кинофестиваля в Сан-Франциско. Он смотрел наш «Семь дней с русской красавицей», хохотал первые 15 минут, начиненные гэгами, потом как-то забуксовал, но там действительно началось неясное для западного сознания... В результате после фильма он спросил: «Юрий, этот фильм у вас очень популярен?» Я ответил: «Да, популярен».На что он сказал: «Это драма может быть плохой или хорошей, умной или примитивной. А комедия — это смешно или не смешно. И все». Здесь нет места для социологических исследований. Ситком — это должно быть просто мило и смешно. Что непросто.