Букет оказался отравленным
[b]Эта премьера Большого, возможно, демонстрирует новый виток его репертуарной политики – ставить не свое, рожденное в творческих муках, а чужое, готовое и эффектно упакованное. Недавняя постановка «Силы судьбы» была закуплена (или «арендована») в Неаполитанском оперном театре, нынешняя «Адриенна Лекуврер» — в миланском «Ла Скала». Впрочем, прокат или «тираж» удачных работ – общепринятая мировая практика.[/b]Надо сказать, что все, идущее в этом спектакле от создателей оригинального итальянского продукта, – просто блестяще. Режиссура ученика Джорджо Стрелера Ламберто Пуджелли и сценография Паоло Бреньи – остроумный, легкий монтаж эпизодов, на которые распадается спектакль; все динамично, ничто не затянуто, сцены условные («театр в театре» — фрагмент пьесы Расина «Баязет» в первом акте и балет «Суд Париса» в третьем) и сцены реальные прекрасно сбалансированы. Великолепны декорации, причем сцена делится на три «среза»; на переднем плане разворачивается главное действие, а в дальнем зазеркалье, «за стеклом» — своя параллельная жизнь. Художник по костюмам (Луиза Спинателли – знакомая нам по балету «Пиковая дама» Ролана Пети, только что поставленному в ГАБТе) сочетает декоративную пышность эпохи рококо (события оперы относятся к 1720-м годам) с простотой. Вообще, сцена Большого в этой постановке – роскошь и удовольствие для глаз.Конечно же, золото и бархат – стиль Большого — безукоризненно соблюден. Впрочем, и «Ла Скала», пережив волну оформительского авангардизма, не без удовольствия возвращается к подобной эстетике.Музыка оперы – не меньшее наслаждение.Чилеа, которого принято относить к «младшим веристам», оказался мелодистом калибра Доницетти или Верди, и оперно-оркестровым драматургом, ничуть не уступающим Пуччини.Прототипами героев оперы стали реально существовавшие люди – выдающаяся актриса «Комеди Франсез» Адриана Лекуврер и граф Мориц Саксонский, полководец первой половины ХVIII века, авантюрист, известный своими амурными похождениями. Сюжет состоит из закулисных театральных интриг, амурных записок, великой любви и в финале смерти главной героини от букета отравленных цветов, присланных соперницей. На главные роли в этой, к сожалению, почти не известной в России опере приглашены зарубежные вокалисты – румынка Нелли Миричиу, болгарский тенор Бойко Цветанов, итальянский бас Массимилиано Гальярдо. Признаюсь, их я не слышал, побывав на втором из трех премьерных спектаклей – «российском». По отзывам моих компетентных друзей, «зарубежные профессионалы — все очень приличного уровня». На «моем» же вечере (18 февраля) главным героем оказался, как ни удивительно, оркестр, руководимый Александром Ведерниковым. Оркестр живой, чуткий; все фразы отшлифованы, никаких погрешностей в интонации или штриховке; оркестр идеально контактирует с певцами; его стихия — нюансы, полутона, деликатные импрессионистские «муары».Все это живо напомнило старые добрые светлановские времена… Из команды вокалистов стоит выделить исполнителя роли Мишонне баритона Юрия Веденеева– отличный голос и чудесная актерская игра. Хорош и тенор (Всеволод Гривнов – граф Саксонский). Эффектна главная героиня (Маквала Касрашвили), свободно ощущающая себя в «стратосфере», где она просто блистает мощными выплесками энергии. В поединке со своей соперницей по сцене — принцессой Буйонской (Татьяна Ерастова) — Касрашвили, пожалуй, побеждает и как вокалистка.…Итак, новая, симпатичная работа ГАБТа. Театр «выстраивает» пока свой нулевой цикл, беря напрокат чужое. Хотя это, вероятно, лишь временная тактика.Не может же быть, чтобы именно такой мыслилась стратегия.