«Адский соблазн» на Воздвиженке

«Адский соблазн» на Воздвиженке

Культура

[b]Музей архитектуры (МУАР) представляет новую действительно уникальную выставку из серии «Год Марии Рогозиной». На ней представлены трофейные фотографии 1939 года, которые запечатлели здание главного государственного офиса Адольфа Гитлера – Рейхсканцелярию, разрушенную в 1945 году во время штурма Берлина.[/b]«Адским соблазном» называют муаровцы жутковатые красоты здания, спроектированного и возведенного главным архитектором фюрера – Альбертом Шпеером. Однако соблазнят ли кого-нибудь жутковатые неоклассицистические плоды тоталитарной гигантомании – неизвестно. Скульптурная аллегория «Партия» (обнаженный юноша со сверхарийскими пропорциями) поклонникам античности покажется грубой вульгарщиной. Бесконечная «взлетно-посадочная полоса» правительственного стола оставит равнодушной отечественных чиновников (право же, похожие столы они видят регулярно). Дьявол и череп, запечатленные на большой эмблеме в кабинете фюрера, вряд ли изумят его поклонников. Остальные – мирные обыватели — будут ужасаться, не впадая в соблазн. Потому что роскошества шпееровского пира духа не относятся к категории «хороший шкаф, он к нам в прихожую влезет».Не влезет даже глобус из кабинета правительства: интерьер соразмерен зданию. Площадь сооружений на Фоссштрассе была около полутора миллионов квадратных метров. Длина большой галереи составляла 145 метров (это гораздо больше, чем длина зеркальной версальской). «У меня достаточно власти и авторитета, для поддержания их мне вовсе не нужен подобный размах, – скромничал Гитлер. – Но, поверьте, тем, кто рано или поздно придет за мной, такая представительность будет нужна позарез. Вы даже представить себе не можете, какую власть приобретают мелкие души над своим окружением, если могут предстать на таком величественном фоне».Шпеер это знал хорошо. Он готовил реконструкцию (снос) старого Берлина. Он с 1942 по 1945 руководил военной промышленностью страны. При этом был денди и эстет (его коллекция европейской живописи XVIII—XIX веков считалась одной из самых ценных в Германии – ее основой стали экспонаты из собраний «эвакуированных» евреев).«Было бы ошибкой отыскиватьу Гитлера идеологически обоснованный архитектурный стиль. Это не соответствовало его прагматическому мышлению. Существует мнение, что неоклассицизм – это признак господствующего архитектурного стиля в тоталитарном государстве, что неверно. Скорее, это был признак эпохи, присущий Вашингтону, Лондону и Парижу в той же мере, что и Риму, Москве или проектам реконструкции Берлина», – писал он и был не так уж не прав.Нюрнбергский трибунал осудил его на 20 лет.Мрамор разрушенной Рейхсканцелярии послужил материалом для памятника Воину-освободителю в Трептов-парке.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse