Детская оперетта «Грибной переполох»
ВСЯКИЙ, кто хотя бы изредка ходит в театр, услышит в названии нового спектакля Театра Геннадия Чихачева «Грибной переполох» перекличку с опереттой «Девичий переполох» – несомненной классикой советских времен.Композитор Александр Кулыгин и автор либретто Елена Богданова в своем «Переполохе» эту аналогию учитывают, но сюжет развивают сами, да и адрес у них другой, новый.Перед нами опыт детской оперетты на вполне сказочный сюжет, который перекликается и с опереттой Милютина, и с оперой «Царская невеста» Римского-Корсакова. Просто нынче события происходят в грибном царстве, а настырное желание стареющего царя Боровика жениться на молоденькой Сыроежке, влюбленной в царевича Подосинника, хоть и сопровождается интригами коварных царедворцев, похищениями и даже отравлениями, – не мешает юным героям воссоединиться в финале.Театр ставит красивую сказку, соблюдая разумный баланс музыкального и драматического содержания, излагая сюжет в форме, интересной детям. Получилась серьезная игра на новом, по преимуществу музыкальном, языке. Музыка Александра Кулыгина, драматически насыщенная и живая, едина по темам и мелодична, что существенно для детского восприятия. Со стихами сложнее, но и к ним привыкаешь, тем более что артисты играют увлеченно.В игре участвует даже оркестр: музыканты одеты в специальные костюмы и «грибные» шляпы, что создает определенное настроение и придает единство действию. Художник Юрий Доломанов придумал солнечную грибную поляну, а Татьяна Мирова одела героев в удивительно красивые «боярские» бархатные шубы и шапки золотисто-шоколадного колорита, в которых угадывается принадлежность персонажей грибному народу.Режиссер Геннадий Чихачев сохраняет хороводно-игровую форму действия, не забывая про правду внутренних чувств, обязательных в музыкальном спектакле. Поэтому веришь лирическим переживаниям героев, сочувствуешь им. Сказка остается сказкой, но юные зрители прекрасно понимают, что за «грибными» именами скрыты человеческие характеры и вовсе не простые отношения. Пародией на «боярскую оперу» спектакль не становится, наоборот, дает юнымзрителям первые представления о лирической музыкальной драме как театральном жанре.Актеры создают разнообразные характеры, в которых тоже хорошо видна человеческая сущность каждого.Царь Боровик Алексея Городецкого – занятный вариант героя «Золотого петушка», которому седина в бороду, а бес – в ребро со всеми вытекающими последствиями. Правда, претендует он на лиричную Сыроежку Евгении Янковской, девушку слабую и беззащитную, но упрямую.Министр Мухомор Владлена Михалкова интригует как Борис Годунов из трилогии А. К. Толстого, а не менее ядовитая его племянница Поганка в остроумном исполнении Елены Соколовой предстает коварной декаденткой, бессовестной и самовлюбленной.Общественное мнение олицетворяют две болтливые обабки (есть и такие грибы), сыгранные Татьяной Петровой и Людмилой Городецкой с хорошим знанием подобного типа людей.А лирический герой, царевич Подосинник Константина Скрипалева, предстает страдальцем, кажется, бесплодно замкнувшемся в своем чувстве.Прочие сморчки и рыжики, опенки, лисички и волнушки, составляющие грибное население, создают пестрый и разнообразный фон разыгранной театром лирической истории про очередную победу добра над злом, чем и должна завершаться каждая сказка.