- Город

Да здравствует Перкусство!

Сергей Собянин рассказал о создании самого большого музыкального инструмента

Гибель турецких военных в Сирии: почему Анкара воздерживается от прямых обвинений России

Синоптики рассказали, когда в столицу придет потепление

«Он умер»: инцидент с сухим льдом на вечеринке блогера попал на видео

Топ-10 фактов об «Острове Мечты», которые должен знать каждый посетитель

Роспотребнадзор назвал чаще всего подделываемый товар

«Это конец эпохи»: как иностранные СМИ отреагировали на уход Шараповой из тенниса

Путин рассказал, в какой момент отказался от двойника

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Степаненко впервые высказалась об отношениях с Петросяном после развода

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Кудрявцева прокомментировала пластические операции Пугачевой

Да здравствует Перкусство!

Наш сегодняшний рассказ о редкой музыкальной профессии. Профессии перкуссиониста

Посетителю ресторана, рассеянно “аккомпанирующему” оркестру вилкой по тарелке или человеку, пальцами прищёлкивающему в такт понравившейся телевизионной рекламной песенке, и в голову не придёт, что он только что стал музыкантом. [b]Наш ведущий полосы “Попурри-мастер” Капитан Макс рассказывает о редкой музыкальной профессии. Профессии ПЕРКУССИОНИСТА.[/b] Перкуссия ([i]от лат. percussio, буквально — нанесение ударов[/i]) – сформировавшаяся в 18-19 вв методика медицинской диагностики органов дыхания и пищеварения. Перкуссия производится посредством мягкого и легкого постукивания концами пальцев по груди. При постукивании по грудной клетке здорового человека она издает звук, аналогичный издаваемому барабаном, обтянутым сукном или другой грубой тканью. А в музыкальном смысле термин “перкашен” (percussion) вошёл в русский язык относительно недавно. “Перкуссионистами” стали называть музыкантов, специализирующихся в игре на различных сопутствующих основным барабанам ударных инструментах: конго, бонгах, маракасах, бубне, разных колокольчиках, треугольничках и т.д. В общем, на всём том, до чего у основного барабанщика руки не доходят. Не доходят в самом БУКВАЛЬНОМ смысле! Даже самая современная ударная установка, комплектацию которой можно заказать практически любую, ограничена в своём использовании всего четырьмя конечностями барабанщика. Это значит, что на всякой важной мелочёвке типа бубна и шейкера (разновидность маракасов) должен играть отдельный человек. Перкуссионист! [b]А где гитары?[/b] Когда в 1979 году у нас прошёл слух, что в Москву едет не Карел Гот, не Эмил Димитров, не Дин Рид, а самый настоящий западный ИДОЛ – сам сэр Элтон Джон, поверить в это было трудно. Почти невозможно. Но появились афиши, даже анонс по телевидению, и мечты стали неоспоримой явью. Чтобы купить билет у спекулянтов, мне пришлось продать ещё вполне ликвидный портативный стерео-магнитофон “Санио”, и в назначенный день я сидел в седьмом (!) ряду “России” - главного концертного зала столицы. Он был забит до отказа. Как футбольный стадион на финальном матче “Спартак” - “Динамо”. На сцене стоял роскошный рояль, а рядом с ним целый арсенал литавров, тарелок, маленьких барабанчиков и других развешанных на блестящей хромированной раме специальных штучек неизвестного мне назначения. И никаких гитарных усилителей! Никаких привычных ударных установок. Вышел великолепный Элтон. В блестящем пиджаке, загогулистой кепке, каких-то невероятных (на пол-лица) очках… Начался концерт. Элтон Джон пел и, хотя играл на рояле один, отдавал в зал целое море музыки. А литавры и всё остальное стояли и ждали кого-то… Наконец, на третьей песне появился этот “кто-то” - худощавый мужчинка в мятом сером костюмчике абсолютно бухгалтерского вида, только привычных чёрных нарукавников и не хватало. Он разложил ноты на пюпитре и как начал колбасить… И руками, и палочками, и специальными металлическими штуками по треугольникам. На Элтона я больше не смотрел. Следил за “бухгалтером”. Это был самый известный перкуссионист тогдашнего мира Рэй Купер. Вот так дуэт! Рояль с литаврами! [b]Супер-Купер[/b] Раньше перкуссионисты происходили из не совсем удавшихся барабанщиков. В какой-то момент человек вдруг ощущал, что его призвание – не сидеть за ударной установкой, что тоже очень здорово и почётно, а наводить блеск на главную ритмическую основу, придавая ей законченность и изысканную утончённость. А сейчас в современных музыкальных учебных заведениях существует специальная кафедра. Кафедра перкуссии. Там студентов обучают великим премудростям игры на сопутствующих. Взять, например, бубен. Казалось бы, - лупи и тряси его в такт, вот и будет музыка. Но только в игре на этом простеньком инструменте существует более двадцати основных спецприёмов. И каждый хороший музыкант, как правило, добавляет от себя два-три собственных ноу-хау. Вот именно таков изобретательный Рэй Купер. Так что же такое хороший перкуссионист? Чем они отличаются друг от друга? Обратимся к фактам. Купер за свою почти пятидесятилетнюю карьеру многократно записывался и сотни раз играл на сцене с такими монстрами мировой музыки, как группа “The Who”, Элтон Джон, Пол Маккартни, “Rolling Stones”, Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, учитель Битлз – легендарный ситарист Равви Шанкар и многими, многими другими музыкантами, чьи имена заставляют учащённо биться сердца меломанов. Причём, ни разу в качестве основного барабанщика. Только на перкашен! Так в чём секрет перкусства?! В чём секрет отдельных личностей, работающих в рамках этого конкретного жанра? Частично на этот вопрос отвечает группа “Машина времени”, которая не так давно записала свою новую пластинку в Лондоне на знаменитой студии “Эбби Роуд”. Говорит продюсер проекта Владимир Матецкий: - В Лондоне во время записи нам предложили свои услуги знаменитый Купер и известный бразильский перкуссионист Боско ди Аливейра. Он играл на уникальных южно-американских инструментах: кохон, кабаса, ватерфон… А Рэй Купер, - первое, что попросил, - это переводы песен и, исходя из текстов, предложил некие особенные фактуры перкуссии. Это лишний раз говорит о том, насколько серьёзен подход западных музыкантов такого уровня к своей работе. Короче они оба показали, как, по их мнению, должен звучать ударный аккомпанемент в более чем половине песен. Мы без колебания согласились. А результат, - результат превзошёл все ожидания. Песни на русском языке, обогащённые фантастическими звуками незнакомых нам доселе инструментов и ритмов зазвучали по-новому и приобрели музыкальную полновесность. Особенно широкое распространение перкуссия получила в творчестве латино-американских музыкантов. Их ритмы прямо предусматривают помимо основной - “европейской” ударной установки - использование и национальных барабанов конго, и так называемых рототомов. Все эти “примочки” настраиваются специальным образом под определённые ноты и звучат в аккорде с гитарами и другими тональными инструментами, участвуя в “организации” мелодий и мотивов песен. Яркий пример тому – ансамбль виртуозного гитариста Карлоса Сантаны. В его коллективе кроме штатного ударника аж три перкуссиониста, играющих на самых разнообразных сопутствующих инструментах. И, когда в концерте они все вместе исполняют соло, то хорошо прослушивается и основная мелодия, и разнообразные вариации. Все участники этой ритм-группы являются уважаемыми музыкантами с мировыми именами. И это правильно! [b]CODA:[/b] [i]Слово “перкусство” я придумал сам. Каждый человек за свою жизнь обязан придумать хотя бы одно слово. Иначе, откуда бы брались новые слова?! “Перкусство” - это помесь безупречного вкуса с высокой техникой. Что само по себе является искусством. Потому что вещь очень важная и обязательная к применению. Как можно определить место перкусства в музыке? А очень просто! Убрать из оперы “Кармен” звук кастаньет, убрать из творчества Карлоса Сантаны звучанье бонгов, кау-белла и маракасов, убрать партию деревянных ложек из оперы “Псковитянка”. Мелодия не исчезнет, нет! Но из неё уйдёт национальный колорит, уйдут нюансы, заложенные авторами, уйдёт волшебство, издревле заставлявшее человечество плакать и смеяться, приобщаясь к вечному таинству, которое мы называем музыкой. Да здравствует Перкусство![/i]

Новости СМИ2

Виктория Федотова

«Вези меня, мразь» — 2: мода на скандалы в такси

Ольга Кузьмина  

Оскорбление и наказание: зачем американец обозвал Достоевского

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Что надо сделать перед вступлением в Великий пост

Сергей Хвостик

Видеоповтор в футболе: кому мешает VAR

Георгий Бовт

Разбить копилку: как потратят деньги ФНБ

Камран Гасанов

Путин и Эрдоган встретятся «на четверых»

Дарья Завгородняя

Чего бояться в високосном году

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах