Владимир Машков променял Голливуд на депо
Среди лесов, в медвежьих углах Ленинградской области, затерялся поселок с символическим названием Край. Стараниями кинематографистов он ничем не отличим от сибирской натуры 1940-х годов.Здесь (в Сибири, конечно) перед войной немецкие инженеры строили железную дорогу, и поселок был передвижным (двигался вместе со строительством), а теперь валят лес бывшие пленные, враги народа.Сюда, под Питер, приехали столичные журналисты, чтобы лично убедиться в том, что Алексея Учителя и Владимира Машкова интересуют теперь лишь паровозы – именно об этих реликтах ушедшей эпохи расскажет новый фильм Учителя «Густав».[b]Край земли[/b]Эта история началась в августе 1945-го, на границе между миром и войной... Здесь будут гонки на удивительных паровозах, обостряющие соперничество за любимую женщину, соответственно, любовь и подлость рука об руку неравная борьба машин, и история выживания в тайге, когда для всех ты чужак, пришлый, способный изменить жизнь всех обитателей Края...Именно здесь, под Питером, Алексей Учитель уже полгода снимает приключенческую драму «Густав» (в названии – своя загадка) по сценарию Александра Гоноровского. У последнего, заметим, своя страсть к паровозам («Железная дорога», «Первые на Луне»). В общем, территория Октябрьской железной дороги оказалась под пристальным вниманием кинематографистов. Есть объекты также в Луге, где снимали гонки с паровозами, в Приозерске, и здесь, в Большой Ижоре, где выстроены уникальные масштабные декорации, практически с нуля.[b]В коммуне – остановка[/b]Поселок, связанный с «большой землей» только нитью узкоколейки, поражает воображение тщательностью проработки. Бараки, лесоповал, мост, 12-метровые рельсы над рекой, 6-метровые бревна для опор моста, вывеска «НКВД, спецчасть № 294» и прочие «прелести» – все вместе создает весьма тревожное погружение в эпоху.Соцлагерь в натуре. По словам художника-постановщика, знаменитой Веры Зелинской, 45 лет работающей в кино, тут «нет ни одного объекта, который мы бы не строили от начала до конца». Даже графика Дейнеки вдохновляла. Стены барака в комнате героини обклеены настоящими газетами 1945–1947 годов. Заказывать ксерокопии дороже.На съемках у Учителя – полнокровная, живая фактура. Довелось увидеть, например, паровоз «Густав» и паровоз «Овечка». Разная паровозная техника в России и в других странах законсервирована, в музеях стоит. На съемках здесь ей дана будто вторая жизнь, и относятся тут к паровозам как к живым существам, прямым участникам событий.[b]Огонь, вода и… паровоз[/b]Режиссер говорит про 101-й вариант сценария, про то, что и сейчас его дорабатывают. «Мы бы никогда не сняли это, если б не получали кайф от самой истории», – продолжает Учитель, подчеркивая, что исполнитель главной роли Владимир Машков отложил все иные проекты ради «Густава».– Год не существует Машкова-актера, а есть только Машков-машинист, – довольно констатирует режиссер. – Потому что он фанат, он перезвонил мне через три часа после того, как получил сценарий.Идем искать Машкова, по пути встречаем группу поселенцев в ватниках, красочную растяжку «Сталин – испытанный машинист локомотива нашей великой Родины!» В бараке «Пищеблок № 1» обнаруживаем актера, в перерыве отсматривающего материал. У Владимира который день температура 38, он пьет чай из пластикового стаканчика, и говорит, что играет человека на краю, прошедшего огонь, воду и медные трубы.– Мне сегодня интересно вот это, сценарий истории преодоления во всех смыслах, я даже боюсь прикоснуться к чему-то другому, – признается Машков. – Лучшее лекарство – команда «Мотор!» Наш голливудец приходит в изумление, когда слышит вопрос крайне юной корреспондентки: «А вам где больше нравится сниматься – в американских фильмах или в русских?» Для него этот вопрос давно закрыт – он работает там, где есть достойный материал.Машков здесь все делает сам. Он научился водить паровозы, ловко управляется со всем этим железом, паром и огнем. А рядом с актером стоит реальный машинист и подбрасывает в топку.По фильму Игнату (Машкову) немало достанется: как бывший танкист, он после ранения отправлен в Край для работы машинистом (отец его был машинистом скоростных поездов, и паровозы – его самая большая страсть с детства)… Бить его будут нещадно, и майор-энкавэдэшник (Сергей Гармаш) будет вредить, еще и медведь встретится в глухой тайге.Кстати, с медведем Степой была отдельная история. Никак не хотел косолапый бегом пуститься по роли, но после 15 дублей и увещеваний дрессировщика Юры вдруг сдался.[b]Эльза и «Густав»[/b]А еще в фильме Учителя интересно трактуется образ врага. Здесь это Эльза (играет ее выпускница Гамбургской театральной академии Аньйорка Штрехель), дочь немецкого инженера, которой во время ареста отца удалось бежать и на четыре года укрыться в глухой тайге. «Густав» – это ее дом-паровоз, ее убежище. К новой жизни девушку возродит нежданная любовь и спасение в лице Игната. История Эльзы – отчасти история Робинзона Крузо в юбке. Немецкая актриса, вдохновленная примером Владимира Машкова, и в ледяную воду прыгала сама, и тяжеленные бревна таскала....Выпуская клубы пара, проезжает древняя машина по рельсам с суровым Машковым в кабине. Ассистенты режиссера гоняют из поля зрения камеры журналистов, подающих реплики типа: «Скажите, а Машков из окошка куда будет выглядывать, сюда или на ту сторону?» Позже возглас в матюгальник: «Слава, посмотри, пожалуйста, когда закончится это интервью, чтоб они не ломанулись к нам в кадр!» На фильме работает один из лучших наших операторов Юрий Клименко (у него это уже пятая картина совместно с Учителем), актеры: Александр Баширов (охотник, единственный коренной житель поселка), Юлия Пересильд (местная красавица, возлюбленная Степана) и Вячеслав Крикунов (Степан, местный неформальный лидер до приезда Игната). Группа большая – 120 человек, много трюков, каскадеры работают на износ. Учитель уже снимал о войне, о космосе, а «Густав» – это какая-то особая вселенная, где встречаются и приключения, и страсть (и к людям, и к паровозам), и особая энергетика, рожденная нетривиальной историей. Впереди еще месяц съемок.