Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Черный и честный

Развлечения

[b]Если зритель, слышавший о Спайке Ли не только как о самом известном голливудском режиссере-афроамериканце, но и как о «черном Вуди Аллене», посмотрит новый фильм «Не пойман – не вор», его постигнет жестокое разочарование. Трудно представить себе что-нибудь более далекое от утонченно-психологичного алленовского юмора, чем этот полицейский боевик, героя которого сыграл Дэнзел Вашингтон. И все-таки фильм Ли, действительно снимавшего в своей жизни разножанровые картины, лишний раз доказывает, что высококлассным постановщиком можно быть в любом жанре.[/b]На фоне кровавых триллеров с несмолкающей стрельбой «Не пойман – не вор» выглядит необычно. Поклонникам непрерывного экшена он может даже показаться скучным. Самым кровавым эпизодом фильма, пожалуй, выглядит компьютерная страшилка из детского мобильника: анимационному негру вышибают мозги, и на пульте загорается надпись: «Надо убить всех нигеров!» Даже преступник, взявший пятьдесят человек в заложники в крупном нью-йоркском банке, изумляется: «И такому вас учат в школе?!» Преступники в масках, засевшие в банке, чем-то отличаются от обычных грабителей; детективу (Дэнзел Вашингтон) не вполне ясно, что им нужно. Только под конец он поймет, что история тут совсем другая, и она не укладывается в примитивную схему «взял деньги и беги, пока не поймали». На честном комиссаре, как и на изворотливой и смелой брокерше, которая не побоялась зайти в занятый бандитами банк, чтобы выполнить задание босса, сыграли крупные воротилы, хозяева жизни. У них свои соображения, свои расчеты и даже свое прошлое, корни которого (как и их несметного богатства) – еще в захваченной нацистами Европе.Актеры, играющие этот перекрученный сюжет в традиционном стиле полицейского фильма (то есть с крепкими словечками, мужскими шуточками и постоянным напряжением в глазах), покоряют реализмом исполнения. Как и режиссура Спайка Ли, брезгующего такими примитивными способами удержать зрительское внимание, как погони и стрельба. Правда характеров и ненавязчивая точность деталей заменяют джентльменский набор боевиков поплоше.Американские биографические справки о Ли не обходятся без упоминания его негритянских корнях: родился в семье многодетной и небогатой, всем обязан исключительно своему таланту, как и любой черный в еще так недавно расистском обществе. Критика расизма в его фильмах звучит очень явственно. Но как голливудская знаменитость он более чем состоялся. Да и в этом фильме один набор актеров дорогого стоит. Помимо постоянного соратника Ли Дэнзела Вашингтона, остальные знаменитости – белые: широко известная и дорогостоящая Джоди Фостер, интеллигентный Уиллем Дефо… И, о боже, совсем старенький британский красавчик Кристофер Пламмер, игравший еще в «Ватерлоо» нашего Бондарчука: одно его имя навевает сладкие воспоминания о добром старом европейском кино.Так что лучший афроамериканец Голливуда просто снял добротную картину в популярном жанре с первоклассными артистами, приправив социальной критикой для публики поумнее, чем многочисленные потребители полнометражных полицейских клипов. Не более и не менее того.