Наученные родину любить
[b]Свершающееся в последние месяцы торжество российской анимации сложно не заметить. Новейшие наши полнометражки нарасхват: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» вместе с «Князем Владимиром», получив хорошие сборы в широком прокате, спешат занять почетное место в домашних кинотеатрах. Между тем славные победы былинных героев на кинорынке вызывают смешанные чувства, поскольку мультфильм о приключениях князя-язычника с трудом выдерживает критику, а анимационная история очередного васнецовского богатыря не выдерживает ее вовсе.[/b]С «Князя», как полагается, и спрос больше, чем с рязанского мужика: и делался «Владимир» долго, и деньги, по меркам нашей анимации, угроханы немалые. Но как раз благодаря этому размаху он, в отличие от «Добрыни», имеет, что предъявить зрителю. Слабый сценарий, невыразительная пластика персонажей и сомнительный пафос отчасти искупаются красивой, многодельной картинкой. Жаль, малые экраны, с которых будет теперь выступать князь, не позволят зрителям оценить ни тщательной выделки фонов, ни тонкой игры светотеней, ни того, как ловко спаяно в картине объемное изображение с плоским.В сухом остатке – очень невнятный рассказ о делах минувших, приправленный песнями Николая Расторгуева.Продолжают великорусскую тематику на DVD два новых тома из сериала «Гора самоцветов». В «Янтарную» коробочку уложены славный фильм Елены Черновой «Не скажу!», пустяково-забавная сказка Наталии Чернышевой «Лис и дрозд» и чудной «Шиш» Марины Карповой. Самый странный мульт – «Большой петух» Сергея Гордеева: замысловатый монтаж и немного резкая эстетика в сочетании с некоторой жестокостью сценария наводят на мысль, что фильм адресован скорее взрослой аудитории. Что-то не вполне детское есть и в главном украшении сборника – «Вороне-обманщике» Андрея Кузнецова: вряд ли младшие школьники смогут оценить парадоксальный юмор режиссера. На пятом томе «Горы» – «сапфировом», помимо представленных в ЦДП «Жихарки», «Сердца зверя» и «Мальчика с пальчик», записаны еще совместный мульт Александра Татарского и Ирины Кодюковой «Соловей» и лиричный «самоцвет» от Натальи Березовой «Непослушный медвежонок».Какни ратуй за отечественного производителя, если поставить все эти DVD в ряд, становится не по себе. Те же «самоцветы», разбавленные на фестивальных показах другими фильмами, радуют глаз, даже несмотря на занудный рефрен «Мы живем в России...» В компании же с древнерусскими героями они образуют настоящую аниматеку юного ура-патриота. А меж тем в этой самой России существуют и иные формы жизни. В том числе анимационной. Некоторые из них представлены на сборнике студии «Аргус Интернейшнл».По сравнению с вышеперечисленными мульты с «Буревестника» выглядят безделушками. Вот уж где пафоса днем с огнем не сыщешь. Ни в давшем название сборнику анимационном ералаше Алексея Туркуса, рассказывающем об уроке литературы в советской школе. Ни в замечательных поделках Натальи Березовой, заставляющих пожалеть, что режиссер все бросила ради огранки самоцветов.Загадочные «Дети в небе Кельна» рекомендуют Наталью как самобытного художника, а «Моя жизнь» при всей незатейливости впечатляет больше, чем многодельные «пилотовские» мульты Березовой. На первый взгляд, монолог поросенка, осмысляющего мир, – не более чем анекдот, построенный на контрапункте восторженного текста и бытовой до грубости картинки. Но в финале печальная пронзительная нота вмиг меняет настроение: «Иногда я думаю, для чего мы существуем. Один дядя мне сказал, что я должен стать молодцом. Или холодцом? Нет, по-моему, все-таки молодцом. Конечно, я еще маленький и многого не понимаю. Но если бы мне пришлось выбирать, я бы хотел стать тем, кто я есть. Потому что это мой мир, и я в нем живу». Тоже, знаете ли, любовь к родине – и, возможно, более уместная ее форма, особенно для тех, кто живет в России.