Pro и Anti
[b]В условиях рыночной экономики для процветания книжного бизнеса (как, впрочем, и любого другого), что уж греха таить, важны не столько сами продукты, сколько их пиар. Естественно, что он определяет доходы от книги, но, как ни забавно, и впечатление от текста тоже во многом определено правильным позиционированием. Так, грамотная реклама может вывести в люди самого посредственного автора, а плохая – загубить даже вполне качественную литературу[/b].Блестящей иллюстрацией этого утверждения была PR-кампания по раскрутке Оксаны Робски. Как ловко и удачно тогда издательство «Росмэн» нашло для романа «Casual» рекламный слоган! Сама Робски еще продолжала тщетно доказывать, что книга ее о любви, а читатель, реальный и потенциальный, уже прочно усвоил скормленную ему издательством реплику «скромное обаяние российской буржуазии». Уже год прошел, а остаточная волна той кампании по-прежнему так сильна, что оседлать ее успела еще одна дама – Наташа Маркович, создавшая книгу «Anticasual. Уволена, блин». Этого «анти» оказывается вполне достаточно, чтобы книга Маркович вызвала пристальный читательский интерес.Между тем за соблазнительным названием скрывается вовсе не бунт против буржуазности, гламура и засилья брендов, а пошленькая женская проза самого низкого пошиба. Такого рода писульки можно в изобилии читать на страничках Живых журналов девочек-подростков – и, заметьте, совершенно бесплатно. При этом «Anticasual», по курьезной случайности, действительно оказался полной противоположностью дебютному роману Робски. Немного небрежный, непретенциозный и непосредственный текст «Casual» подкупал своей глубинной органичностью. Иное дело «Anticasual», который, как и следует из названия, вовсе не случаен и очень даже преднамерен, а еще точнее, манерен до невозможности.То героиня Маркович гордо называет себя инопланетянкой, предъявляя при этом эмоции настолько расхожие, что даже в бульварном женском романе они смотрелись бы пошло; то жалуется на жуткое безденежье – аж машину заправить не на что; то сетует по поводу вопиющей неудачливости – собственный ресторан у нее открыть не получается. Впрочем, один довод в пользу инопланетного происхождения героини в книге все же имеется: по земной мифологии, Иуда за свое предательство получил тридцать сребреников, а не сорок, как это полагает Маркович. Этот дикий ляп, конечно, надо записывать на счет редакторов, но очень уж велик соблазн поиздеваться над высокомерной сочинительницей.Хотя – виновата ли Маркович? Вот в чем вопрос. То, что писать не умеется, а хочется, это скорее беда, чем вина. А вот эксплуатировать чужие бренды – нехорош ои стыдно. Зато выгодно. Не появись на обложке слово «Anticasual», никто на книгу безвестной сочинительницы и взгляда бы не бросил.Жаль только, что творческой энергии рекламщиков, так порой удачно работающей в случаях с посредственными текстами, на книги качественные обычно не хватает. Пример тому – новый проект «Росмэна», «Полный Root» Саши Чубарьяна. Вроде бы издательство пиарит книгу вовсю. Но парадоксальным образом и обложка, и аннотации, и билборды в метро так невнятны, будто речь идет о каком-то беспрецедентном и неописуемом явлении. С чего бы это? «Полный Root» – отличный фантастический приключенческий роман. Отличный, понятное дело, от других – состряпанных на скорую руку и в надежде на легкую поживу книжек, коими заполнена сегодня ниша развлекательной литературы. В противоположность приключенческому фастфуду, книгу Саши Чубарьяна можно сравнить с домашней едой, приготовленной без изысков, но из свежих продуктов и с тем тщанием, которое вкладывает в этот процесс рачительная хозяйка.А вот как раз ничего беспрецедентного и неописуемого здесь и в помине нет. Главные герои романа – хакеры. Они живут в Москве недалекого будущего, промышляют своим странным ремеслом, объединяются в кланы и стараются не попадаться на глаза сетевой полиции. Среди них есть люди-легенды – те, что взломали некий сервер и запустили такой-разэтакий вирус. Однако и легендам, и простым труженикам приходится туго, когда в сети появляется Открытый заказ на 5 миллионов долларов. Привлекательная работка, но стоит за нее взяться – и тебе крышка.Развитие сюжета, надо сказать, ничуть не оригинальнее завязки. Про все, что рассказал и описал Чубарьян, сказка уже есть, даже не одна. Но удивительным образом в каждый отдельный момент сюжет абсолютно непредсказуем, а каждый новый поворот выглядит внезапным и неожиданным, так что вплоть до последней страницы неясно, чем успокоится нежное хакерское сердце главного героя, умудрившегося привязаться к одному странному существу.Думается, секрет этой непредсказуемости довольно прост. Чубарьян совершенно игнорирует правила и законы создания массовой литературы. Он забывает в нужных местах включить тревожную музыку, не нагнетает ни саспенса, ни тумана, не испытывает читательского терпения, оттягивая на несколько страниц момент истины, одним словом, нагло пренебрегает всеми теми фокусами и приемами, которые веками отрабатывали его коллеги по цеху. Вместо этого автор с азартом первооткрывателя углубляется в придуманный мир и исследует его возможности. Читатель же в итоге получает непривычно искренний романтизм, непошлую сентиментальность и хороший приключенческий драйв.В общем, хорошая книжка получилась. Одного не хватает – внятного пиара. Например, можно было бы рассказать, что Чубарьян первым взялся исследовать вселенную Интернета, где, точно первооткрыватель колумбовых времен, обнаруживает новые формы жизни. Может, оно и неправда, зато завлекательно. А уж по поводу достойной книги и приврать не грех – получив удовольствие от чтения, вряд ли читатель будет сетовать на обманку в рекламе.