Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не зарастет на Знаменку народная тропа

Развлечения
Не зарастет на Знаменку народная тропа

[i]Он ждал меня на пороге. Дверь мастерской нараспашку.Порывом ветра вздыбило шевелюру. Все точь-в-точь как при нашей давней, 1981 года, встрече в канун его художественного дебюта — той самой всколыхнувшей всю Москву персональной выставки, что сделала выставлявшемуся имя, которое на слуху и по сей день.[b]Александр Шилов. [/b]Это к нему, невзирая на февральскую непогоду, на протяжении месяца ежедневно выстраивался длиннющий, на четверть улицы Горького, хвост (потом выставку пришлось продлить). В самый пик колбасных очередей — и не за съестным? Это было непонятно утюжившим по долгу службы Пешков-стрит властям. И вот однажды они решили притормозить у дома 46-б, в недрах которого терялась «голова» той многофигурной «гидры».[/i][b]— Александр, когда вошли Гришин с Демичевым и Кириленко, какой была ваша первая реакция? [/b]— Радостной. Я почувствовал, что востребован не только простым народом.[b]— А какой была реакция самого Гришина? ( В те времена всемогущий и грозный глава Московского горкома партии. — Е. Л.) [/b]— Остановился у пейзажа, на котором дом под соломенной крышей, и спрашивает: «Где это вы нашли деревню с такими хибарами?». Я, говорю, жил в такой под Можайском. А он стоит на своем: «Таких деревень теперь нет!».Когда в 1984 году ко мне на Кузнецкий мост Горбачев со всей семьей под Новый год приехал, разговор совсем иной был. Увидел он моих несчастных старух, брошенных в деревнях на нищенскую пенсию, и вроде как каяться стал: «Мы их забыли. Это наша недоработка. Хорошо, что вы их пишете, продолжайте свое гуманное дело. Но я на них смотреть больше не могу — спазм в горле». Я собственным ушам не поверил и сам что-то вроде спазма ощутил от его откровений.[i](Хочу заметить: толпы москвичей на выставках и неизменное присутствие первых лиц государства стали своеобразной броней живописца, которому коллеги по творческому цеху отказывали во многом, в том числе и в чести быть принятым в ряды Союза художников, что в доперестроечные времена было равнозначно запрету называться профессионалом. Неудивительно, что в связке «художник и власть» приоритетным для Александра Максовича с самого начала становится второе звено.) [/i]— Имели бы мы столь потрясающее собрание, как Эрмитаж, если бы Екатерина не посылала своих образованных подданных скупать по миру лучшие произведения искусства? Римский папа, невзирая на весьма преклонный возраст, поднимался под купола, освящая своим присутствием труды Рафаэля и Микеланджело. Если бы не столь «высокое» кураторство, были бы созданы шедевры, которым поклонялись и будут поклоняться, пока не иссякнет в человеческих душах потребность в красоте? Не знаю... Так что я вот за такой указующий перст власти. С тем лишь условием, что власть должна предельно серьезно относиться к искусству как к источнику формирования личности человеческой, облагораживания души.[b]— Насколько мне известно, вас и нынешние власти не забывают?[/b] — Мне грех жаловаться. Большой интеллектуал и ценитель прекрасного Евгений Максимович Примаков посетил в позапрошлом году мою выставку в Малом Манеже. Проявляют интерес министры правительства России и Москвы. Даже президенты стран СНГ не обходят своим вниманием, не говоря уже о лидерах политических партий и движений. И уж кого никак не назовешь равнодушным, так это Юрия Михайловича Лужкова! Я ему по гроб жизни буду обязан и галереей, и сердечным участием в моей судьбе...[b]— И вот эта ваша новая мастерская в престижном доме в Брюсовом переулке тоже, надо думать, не с неба упала. Напоминаю о ней, чтобы подчеркнуть противоречие между действительностью и вашими словами из недавнего интервью «ВМ»: «Я от власти никогда не зависел».[/b]— Это интервью готовилось на не отличающейся чистоплотностью кухне, где в дефиците самый главный продукт — профессионализм. Журналист не имеет права искажать факты, мнение собеседника. Однако в случае со мной это было сделано. Процитированное вами место далеко не единственное в числе приписанных мне пассажей. [i](Ну зачем же так, Александр Максович? В интервью нашему корреспонденту Д. Акимовой, опубликованном в «ВМ» 7 декабря, нет никаких «приписанных пассажей». Тому свидетельство — репортерский диктофон. Он в редакции. Но мы поспешили с публикацией: текст интервью не был завизирован художником. Приносим извинения А. Шилову и читателям. — Ред.) [/i]Я давнишний читатель «Вечерки» и знаю, что подобных приемов за ней не водилось. Не хотелось бы думать о сознательной провокации посетившей меня молодой журналистки...[b]— И часто к вам приходят с такими целями? [/b]— Бывает, к сожалению. Не ознакомившись с моим творчеством, ваши коллеги являются в поисках жареного и, не обнаружив такового, искажают мои ответы или пытаются придать им иной смысл, как в предыдущей статье обо мне в номере от 7 декабря.[b]— Кем были ваши родители? [/b]— К искусству они отношения не имели. Отца почти не знал, но слышал, что он где-то преподает. Нас поднимала мама. Она была из «лемешисток», ночи напролет выстаивала очереди в Большой театр. Она научила меня любить классическую музыку и в двенадцать лет привела в Третьяковку. Как увидел я полотна Левицкого, Брюллова, Левитана, передвижников, так и замер, как вкопанный, с одною лишь мыслью: рука человеческая это сотворила или Бог? В 1957 году в Австрии была всемирная выставка детского рисунка, и вот брат, который на шесть лет меня моложе, получает первую премию. Это задело мое самолюбие, и тут уж я взялся за дело серьезно — записался в изостудию Дома пионеров.[b]— Однако на хлеб вы начали зарабатывать отнюдь не живописью? [/b]— Жили мы трудно. В шестнадцать пришлось пойти грузчиком сначала на мебельную фабрику, потом на винный завод. Но главное для меня происходило в стенах Суриковского института. Чем больше трудился у мольберта, тем больше ощущал собственное неумение, беспомощность что ли... Это, как потом выяснилось, один из законов реалистического искусства.[b]— Так, может, не стоило выбирать в кумиры гениев? Ведь давно известно, что в реалистической картине все достоинства видны сразу, но и недостатки тоже как на ладони...[/b]—... и любой мазила, не обладающий и сотой долей мастерства реалиста, может подойти и ткнуть пальцем: здесь, мол, у тебя неверно, тут — неправильно. Собственное неумение такие «мастера» пытаются скрыть за стандартной оправдательной фразой: «А я так вижу!».[b]— А вы не завидуете? [/b]— Никогда в жизни! [b]— А по-хорошему, белой завистью? [/b]— Иногда я прихожу в Третьяковскую галерею или Музей имени Пушкина посмотреть на свои любимые вещи и начинаю испытывать... грусть, что ли, оттого, что не был учеником этих великих художников, что не сидел у них за спиной, как простой подмастерье, не овладевал приемами их техники и вынужден теперь призывать на помощь всю интуицию художника, чтобы добиваться нужного мне результата. А ведь на это уходят годы...[b]— Да вы и без того рано начали и побили все рекорды в получении званий: народным художником СССР стали в сорок лет — случай беспрецедентный. Член-корреспондент Российской Академии художеств...[/b]— Все это приятно, но не главное. Посмотрите, как в четырнадцать лет рисовали Брюллов или Бруни! Ни один нынешний академик и близко к этому не подойдет! На них не только учиться — молиться надо. Счастье, что у человечества есть эти бесценные сокровища! [b]— А когда вы в последний раз гоголевский «Портрет» перечитывали? [/b]— Эта поучительная вещь из головы не выходит, всегда при мне. Я даже рекомендую ее тем зазнайкам, которые считают, что чего-то достигли.У меня часто спрашивают, доволен ли я своей работой? Может, первые пять минут и доволен, а потом просыпается недовольство собой. И это чувство гложет и толкает к новому холсту, чтобы в нем попытаться подняться еще выше… Понимаете, нельзя сделаться настоящим художником за один-два-пять лет. Популярным, пожалуй, можно. А мастером — никогда! Постижение мастерства в величайшей школе — практике — забирает всю жизнь. А без художественного мастерства, как без грамоты, художник — вечный Филиппок.[b]— Александр, меня всегда интересовала предыстория ваших портретов — откуда возникал замысел, кому принадлежала инициатива? [/b]— По-разному. Если художник не преподает, он вынужден писать на заказ. Это его единственный способ пропитания. Бывает, заказ совпадает с моим творческим настроением, и тогда с удовольствием пишу. А вот вы видели моих несчастных старух. Я специально уезжал в деревню, чтобы написать эту горькую старость.[b]— А теперь, Александр, и ездить никуда не надо. Вот они, стоят в переходах, жмутся у входов в богатые супермаркеты… [/b]— Героя своей последней картины я как раз и нашел в подземном переходе. На лице ясно прочитывалось: просить деньги — не его профессия.Он даже руку стеснялся протянуть за подаянием. Бывшему фронтовику, ветерану труда, ясное дело, негде было учиться такому. Меня он просто боялся. Год уговаривал его позировать.Назвал картину «Брошенный».[b]— Бывает заказ, который не хочется исполнять? [/b]— Да, своего рода сделка с совестью. Этим грешили даже великие художники. Дело-то в том, что я все равно напишу этот портрет с полной отдачей. Ведь под ним будет стоять моя подпись ! Она обязывает выкладываться полностью.[b]— Случалось ли, чтобы заказчик отказывался? [/b]— Такого не было. Честное слово. Если мне человек заказывает, он обязательно работу выкупает.[b]— Значит, ваш покупатель всегда остается доволен? [/b]— Важно еще, чтобы был доволен я. Если я чувствую, что как художник не расту от холста к холсту (хоть это очень непросто так круто планку подымать), то удовлетворения не приносят никакие деньги. Искренне говорю.[b]— Балерина, чтобы не потерять форму, ежедневно становится к станку, пианиста тянет к инструменту, а сколь важна ежедневная практика для живописца, портретиста? [/b]— Важна как воздух. Я у мольберта каждый день. Это, если хотите, болезнь, добровольный крест, но иначе не могу. И еще я знаю: если этот внутренний огонь погаснет, не станет и меня. Возьмите Левитана. Он был смертельно больной и прожил только 39 лет. Но в каждом пейзаже он оставил кусочек своего сердца. Веками выводилась формула искусства, в ней всего три компонента: мозг, сердце и мастерство. Правда, Леонардо да Винчи прибавлял еще и одиночество… [b]— Вы довольны тем, как идут дела в галерее Шилова? (Это не личное собрание автора — здание и его содержимое принадлежат государству. — Е. Л.) [/b]— Да. Мы ведем учет посещаемости. По сравнению с прошлым годом, она значительно возросла. Да и экспозиция расширилась. Как и обещал, продолжаю пополнять ее новыми работами. До конца года еще две картины появятся. Каждую субботу-воскресенье там, на Знаменке, 5, выстраивается очередь, я прихожу на встречу со зрителями. То, что народ все продолжает и продолжает идти, иногда даже плачет у картин, — это самый большой стимул в моей теперешней жизни.[b]НА ФОТО:[/b][i]«Брошенный» уже переместился из мастерской Шилова в галерею Шилова [/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.