Птичку жалко
[b]Любимцы публики Майкл Кейн, Хью Джекмен, Скарлетт Йоханссон, Кристиан Бейл и даже Дэвид Боуи – самый большой бонус в просмотре «Престижа». К тому же они перед съемками специально учились престидижитации.[/b]Второй по важности плюс – экзотика материала. Закулисье аттракционов, аквариумы с подвохом, пистолеты с пуговицами, черные кошки, беспроводные лампочки – достойный антураж для загадочного сюжета. В-третьих, фильм про эстрадных фокусников не выглядит фанерно. Его действие отнесено в Лондон начала ХХ века, будет там и Америка, и все это натурально, с эдакой исторической тяжеловесностью – платья, мебель, кареты, дома. Много плюшевых занавесок.Также понятна и новая голливудская мода на этот материал: «Престиж» часто повторяет недавнего «Иллюзиониста» – те же трюки, любовь, месть и прочие тайны в том же Лондоне в то же время. Сюжеты отличаются, но именно сегодня, на очередном переломе веков, когда тайн уже, кажется, не осталось и все чудеса просчитаны на компьютере, киношники хором предупреждают: человечество снова стало слишком самонадеянным. Все это уже было и ничем хорошим не кончилось.Может быть, самый ценный момент «Престижа» – начало. Если фокусник под платком раздавит птичку в клетке, а потом она вылетит из рукава, это значит только одно: птичек было две. Одну раздавили, другая вылетела. И не только в цирке считается «престижным» продемонстрировать публике, что все кончилось хорошо, когда все кончилось плохо (акробат разбился, женщину разрезали пополам, свинью сожгли). Но, когда главное, «чтобы костюмчик сидел» – это вообще-то не жизнь.Хотя фильм смотреть интересно, на выходе он не дает «чувства глубокого удовлетворения». Постановщик Кристофер Нолан не в первый раз сделал триллер с претензией на философию, и претензии не оправдались. По отдельности разные линии и эпизоды «Престижа» любопытны, но в целом…Были у одного иллюзиониста два молодых бедных ученика. Один был талантливый, другой – красивый и с красивой женой. Жена однажды погибла по невольной вине талантливого, и двое стали врагами. Началась конкуренция на эстраде в прямом смысле до смерти. Талантливый сделал непревзойденный аттракцион с исчезновением, красивый стал его разгадывать.Пошли в ход двойники, шпионки и даже великий ученый Никола Тесла. Попутно личная жизнь у обоих была достаточно драматична, и через много лет пора уже было поставить точку в конфликте.Фильм ее поставит, все виденное окажется обманом – Нолан на это мастер. Как в Memento и «Бессоннице», он до предела закручивает сюжет, чтобы было совсем ничего непонятно, и долго держит внимание. Но потом, к сожалению, – пшик. Сам финал тоже окажется обманом, причем уже публики в кинозале, поскольку правила игры, оказывается, сменились по ходу самой игры.Фильм с бюджетом в 40 миллионов долларов на своей родине легко и быстро окупился. Многие эпизоды – в Америке, в тюрьме, в театре – весьма кинематографичны. Кроме того, Нолан касается существенных вещей: отношения к делу и его роли в человеческой судьбе, яркой индивидуальности и как она расщепляется мелкими страстями.Тут есть о чем подумать, есть почва для философии, но увы. Всякий раз она уходит из-под ног режиссера, который только играет в судьбу, как и его персонажи. Когда-нибудь доиграется.