Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Юра больше всего заботился об артистах

Общество

Ровно 10 лет назад ушел из жизни замечательный артист, великий клоун, удивительный человек Юрий Владимирович Никулин. Помимо актерского таланта, у него был уникальный дар – дарить людям счастье. Иногда это была подписанная контрамарка или книга, иногда – организация лечения у хорошего специалиста, иногда – помощь в получении долгожданной квартиры, а иногда просто улыбка и доброе слово. Каждому человеку Юрий Никулин умел подарить то, что в данный момент ему больше всего не хватало. А москвичам, любящим цирковое искусство, самым большим подарком стало новое здание Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.[b]Спустя 10 лет после смерти Юрия Владимировича цирк носит его имя и продолжает радовать зрителей. А это именно то, о чем он мечтал, говорит консультант по творческим вопросам Московского цирка Никулина на Цветном, вдова Юрия Владимировича Татьяна Николаевна Никулина.– Татьяна Николаевна, прошло десять лет... Как изменился за это время Московский цирк на Цветном?[/b]– Он стал лучше. За последние годы у нас в цирке появилось очень много интересных программ, номеров. Достаточно посчитать наши награды на международных фестивалях.[b]– Что сохранилось в цирке от Юрия Никулина? В чем выражается его «никулинское» ноу-хау?[/b]– В атмосфере. В добрых, почти семейных отношениях между сотрудниками, в традиционных застольях после премьеры или по случаю дня рождения, в отсутствии интриг. Еще при Юрии Владимировиче у нас сложилась прекрасная административная команда, которая претерпела очень небольшие изменения за эти годы. Но самое главное, что осталось – любовь к артистам. Без артиста цирк ничто. Юрий Владимирович сам больше всего заботился об артистах. Всегда помогал, чем мог, даже создал Благотворительный фонд в помощь ветеранам цирка. И мы тоже стараемся сделать все, чтобы артистам было хорошо.[b]– Я знаю, что история вашего знакомства с Никулиным была совершенно комичной. Это правда?[/b]– Я бы скорее назвала ее трагичной. В 1948 году, мы, три молодые студентки Тимирязевской академии, пришли в московский цирк к знаменитому Карандашу. Он просил позаниматься с одной необычной лошадкой по кличке Лапоть – маленькой, длинной, как такса. В этот день Карандаша куда-то срочно вызывали, и он попросил молодого клоуна Юрия Никулина посидеть с нами до его возвращения. Мы зашли в гримерную, и я увидела высокого молодого человека, который сидел на большом ящике для реквизита и болтал ногами. У него были очень добрые глаза. Он мне сразу приглянулся! Он честно нас развлекал – рассказывал анекдоты, смешные истории, расспрашивал о нашей жизни, а потом пригласил посмотреть представление. Мои подруги пойти не смогли, поэтому пришла я одна. В тот вечер он работал клоунаду под названием «Сценка на лошади», где изображал человека из публики, которого вытащили на манеж, чтобы научить ездить верхом.«Сценка» была очень смешная – «человек из публики» никак не мог удержаться в седле, постоянно сваливался, повисал на страховочной лонже. Зрители смеялись до упаду. И вот под конец, когда он уже убегал с манежа, то вдруг попал под ноги скачущей лошади. Я увидела, как его, окровавленного, унесли с манежа. Потом я узнала, что Юрия с переломом ключицы увезли в больницу, а еще позже, что, если бы лошадь ударила на сантиметр выше, то попала бы в висок, и тогда он бы не выжил. И я начала навещать его, мы много разговаривали о жизни, об учебе, о родственниках. Когда Юра вышел из больницы, мы стали часто встречаться. Он приглашал меня в кино, в театры, мы просто гуляли.Иногда дарил цветочки – сирень или ромашки. Вообще он был удивительно легким в общении. Мог найти общий язык с любым человеком. Быстро подружился с моими родителями, оставался у нас ужинать, мы разговаривали, он пел песни, рассказывал анекдоты. А через полгода мы поженились.[b]– И прожили счастливую жизнь?[/b]– Очень. За все 47 лет у меня ни разу не возникло ощущения, будто что-то не так, что я в чем-то ошиблась. Это редкое везение, конечно.[b]– Когда в вашей цирковой компании поднимают бокал за Юрия Владимировича, то всегда чокаются, потому что для вас он жив. А в каких-то сложных ситуациях, вы думаете о том, как бы он поступил, что сказал?[/b]– Конечно. И я, и Максим Юрьевич часто мысленно советуемся с отцом. Например, недавно к нам пришли артисты из воздушного полета, которые работают в одном из наших шапито. Попросили сшить новые костюмы, обновить реквизит. Эти артисты не наши штатные, они из Питера, и, если смотреть с точки зрения бизнеса, нам это было невыгодно. Шапито скоро закончит работу, они уедут. Но мы подумали, что в этой ситуации Юрий Владимирович никогда бы не отказал. Поэтому мы согласились.[b]– Юрий Владимирович был хорошим руководителем?[/b]– Он не был руководителем в привычном понимании этого слова. Ему была чужда всякая авторитарность. Ему было сложно накричать на кого-то, стукнуть кулаком по столу. Он всегда пытался найти человеческий контакт. Правда, при этом он всегда оставался человеком одного решения. Мог долго обдумывать, советоваться, сомневаться, но если он что-то решал, то уже раз и навсегда.[b]– Но при этом в жизни Юрий Владимирович оставался легким, веселым человеком. С ним самим случались забавные случаи?[/b]– Много смешных случаев происходило на съемках. Помню, один был как раз во время съемок «Бриллиантовой руки». Мы жили в Адлере на берегу Черного моря.В подвале нашей гостиницы разместили костюмерную и реквизиторскую. В реквизиторской хранили фигуру Семена Семеновича Горбункова, сделанную из папье-маше, которую потом сбрасывали из багажника подвешенного к вертолету «Москвича». Фигуру положили на ящики, а чтобы она не пылилась, прикрыли простыней. Однажды уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и обнаружила «мертвого» Никулина. С диким воплем она бросилась прочь, а так как, кроме этого, она работала еще и в аэропорту, то через час о его «смерти» знали не только в Адлере. Юра тогда немедленно позвонил в Москву и правильно сделал, потому что на следующий день его маму уже спрашивали подробности гибели Никулина.[b]– А сам он мог похулиганить?[/b]– Бывало такое. Однажды, я помню, мы отмечали 7 ноября. Выпили, конечно. Юра с другом решили пойти подышать свежим воздухом. Когда они вернулись, я думала, у меня инфаркт случится! Они стояли на пороге с охапкой красных флагов, которые поснимали с ближайших домов. И где-то ведь раздобыли стремянку! Когда я в ужасе спросила: зачем? Они сказали: «Мы подумали, что сегодня праздник, а у наших женщин нет красных флажков. Вот решили их достать». Я, конечно, наорала на них, потребовала, чтобы они немедленно пошли и вернули все флаги на место.[b]– Обошлось без последствий?[/b]– Тогда, да. В другой раз было хуже. Юра снимался в «Деловых людях». Как-то раз его, уже загримированного, везли с «Мосфильма» на ночную съемку в ЦДЛ. В руках у него был большой кольт. Машина быстро ехала по пустынной набережной, а он, как бы разыгрывая сцену, надвинув на глаза шляпу и приставив кольт к голове водителя, командовал: «Направо! Налево! Не оглядываться!» Когда они подъехали к Арбату, дорогу внезапно перегородили две черные машины, из которых выскочили вооруженные люди и бросились к ним. Оказывается, Юру с приставленным кольтом заметил милиционер-регулировщик и сообщил дежурному по городу.[b]– Известно, что Юрий Владимирович очень многим помогал материально...[/b]– Да, он очень легко отдавал деньги. Много помогал родственникам, друзьям, коллегам, даже незнакомым людям...[b]– Вас это не возмущало? Все-таки деньги уходили из дома...[/b]– Нет, я совершенно не меркантильный человек. И он таким же был. Для себя никогда ничего не просил. Мы и квартиру-то получили случайно. Он пришел просить за кого-то, его спросили – а вы сами где живете? Когда узнали, что в коммуналке, тут же дали квартиру. А если бы не спросили, то мы бы еще, наверное, долго там жили.[b]– Может быть, то время способствовало бескорыстию людей? А сейчас, когда за все надо платить, он бы по-другому относился к деньгам?[/b]– Я уверена, что нет, он и сейчас был бы таким. Время здесь ни при чем. В советское время большинство людей были коммунистами, вроде бы строили бескорыстное общество, но если у человека в крови присутствовал меркантилизм, то он и тогда проявлялся, несмотря на бесплатные медицину и образование. А Юра как коммунист не совершил ни одного бесчестного поступка.Никого не предавал, ничего не урывал для себя. У него, например, очень много наград, но ни одну из них он не выбивал для себя сам. Он, кстати, очень легко принял перестройку, способствовал тому, чтобы цирк был акционирован. Я думаю, он успешно приспособился бы и к этому времени, но при этом все равно остался бы самим собой.[b]– Его сильно не хватает сегодня?[/b]– Мне? Очень. Не проходит дня, чтобы я о нем не вспоминала, не думала. Но я утешаю себя тем, что мы с Максимом делаем все возможное, чтобы сохранять о нем память. Очень хорошо, что сохранили кабинет. Каждый, кто приходит, отмечает, что здесь присутствует особый дух.[b]– Как вам кажется, что бы больше всего понравилось Юрию Владимировичу в сегодняшнем цирке на Цветном?[/b]– То, что цирк продолжает выпускать хорошие номера и программы, что здание сохраняется таким же красивым, каким было в день открытия, что во главе та же группа людей, которая была при нем. Он был бы счастлив, что по России разъезжают шапито, что во главе цирка стоит его сын, что внуки учатся на цирковых менеджеров и уже работают в шапито как администраторы...[b]– Династия?[/b]– Да. В цирке это всегда было и есть.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.