Зачем приезжала на фестиваль Катрин Денев?
[b]В первые же дни не обошлось без курьезных приключений. Известный сердцеед, режиссер и актер Станислав Говорухин, приехавший в сопровождении молодой актрисы Ольги Будиной практически никуда ее от себя не отпускал. И даже в зале, где проходила церемония открытия, они сидели рядом. Казанцы, которым довелось в этом день попасть на главное торжество недели в столице Татарстана, даже приняли ее за жену режиссера. Правда, никто уже толком не помнил, в каких фильмах она снималась (Ольга долго была в декрете, а потом худела, так как после родов значительно прибавила в весе).[/b]Вот и приняли за молодую актрису, которую Говорухин решил вывести в свет, как несколько лет назад произошло со Светланой Ходченковой, скромной студенткой ВГИКа. Каково же было удивление местных сплетников и блюстителей нравственности, когда на следующий день они увидели степенного режиссера-легенду под ручку с другой миловидной девушкой – московской журналисткой, которую он прилюдно ущипнул за филейную часть. Девушка, а она представляла не желтую, а вполне серьезную прессу, густо покраснела и поспешила ретироваться. «Зажигал» Говорухин и на пресс-конференции, посвященной открытию кинофестиваля. Говорил о том, что сегодня большинство снимаемых картин развлекают очень бездумно и глупо, к тому же на экранах – засилье зарубежной низкопробной продукции:– Поэтому я и согласился приехать на Международный фестиваль мусульманского кино, что здесь собрались серьезные люди – режиссеры и актеры из многих стран мира, кино тоже серьезное, вдумчивое, – рассыпался в комплиментах Станислав Сергеевич.Как депутат Государственной думы он пытается что-то сделать для исправления ситуации, но не всегда находит понимание и поддержку у тех, кто занимается в нашей стране прокатом фильмов.Если же говорить серьезно, то конкурсная программа, по мнению критиков, оказалась насыщенной добротными фильмами. Стоило, на мой взгляд, внимательно посмотреть российскую картину Акима Салбиева «11 писем к Богу». Речь в ней идет о воспитанниках интерната из небольшого райцентра в Северной Осетии, об их взаимоотношениях между собой и с воспитателями,о любви, которая зарождается в картине, о страданиях взрослых и детей. А полнометражный художественный фильм «Мессия» иранского режиссера Надера Талебзаде? Фильм-открытие, попытка показать сходство мнений мусульман и христиан. Он повествует об Иисусе – посланнике Бога с момента его непорочного зачатия, жизни, пророчества и вознесения в небеса. Еще одна картина-претендент на приз – Шерифа Мандура «Все равно мы попали», единственный египетский фильм, который открыто критикует президента США – Джорджа Буша.Фильм канадского режиссера Митры Сен «Древо мира», рассказывающий о дружбе двух девочек: мусульманки и христианки. Дерево мира помогает голосами детей убедить родителей в важности совместного участия в различных праздниках. Благодаря этой борьбе создают уникальный символ – Дерево мира.Большой интерес вызвали фильмы боснийского режиссера Харриса Билябеговича «Мост» и короткометражная работа Наваф аль-Джанахи «Зеркала тишины» (ОАЭ), участник пяти фестивалей, среди которых Международный фестиваль в Дубае и фестиваль «Аль-Исмаилия» в Египте.Это работа молодого режиссера, который попытался показать искания молодого человека в большом современном городе. Все названные фильмы были встречены публикой доброжелательно, на их показах в кинотеатрах почти не было свободных мест… Республика Татарстан представлена в конкурсе полнометражным художественным фильм «Дилемма» Рамиля Тухватуллина, короткометражным фильмом «121» Салавата Юзеева о Габдулле Тукае. И они тоже имеют реальную возможность войти в число призеров фестиваля.Что же такое мусульманское кино? Вопрос на засыпку. Ведь даже председатель жюри прошлого фестиваля, Вадим Абдрашитов, честно признался, что не может на него ответить:– Это такие фильмы, которые можно смотреть и мусульманам – без насилия, сохраняющие нравственные и моральные ценности. У фестиваля большой потенциал… «Минбар» может превратиться в заметный фестиваль класса «А», хотя и не сразу.Настоящий фурор вызвали встречи студентов со столпом мировой и казахской поэзии, писателем из Казахстана Олжасом Сулейменовым и членом жюри Одельшой Агишевым– кинодраматургом, профессором ВГИКа. А приезд звезды мирового кино Катрин Денев разочаровал.Журналисты на нее так просто обиделись – актриса показала свой норов и отказалась отвечать на большинство вопросов представителей СМИ, к тому же заставив их ждать себя больше часа (как уже было в Москве, за день до кинофестиваля). В Казани Денев запрещала прессе сопровождать ее во время посещения Казанского Кремля и осмотра Музея Ленина. И всегда по окончании экскурсий ссылалась на усталость, хотя те продолжались не более часа.Перед длинным перелетом – Казань–Москва–Париж долго собиралась с силами и пила кофе. У моих коллег возникли вполне резонные вопросы – зачем она сюда приезжала? Чтобы посетить ювелирный магазин, посмотреть на украшения и получить подарки стоимостью в пару тысяч долларов – янтарный сосуд для меда и хрустальное пасхальное яйцо? Приглашая (по слухам, приезд Катрин Денев обошелся свыше 100 тысяч спонсорских евро) знаменитую европейскую кинозвезду, организаторы явно надеялись, что ее известность поможет фестивалю в продвижении кинофестиваля на международном уровне. Но ее визит и фестивальная жизнь прошли параллельными курсами. Поистине, «свадебные генералы» стоят дорого, а отдачи от них – никакой.Самое смешное, что европейская звезда не смогла затмить президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Его без конца зрители снимали на мобильные телефоны. Выглядело все это очень эффектно. Господин президент представил сам себя на сцене как «главный режиссер Татарстана» и рассказал об идеальном фестивале:– Когда политики заходят в тупик, только культура может спасти мир. Наш фестиваль – пока еще небольшой шаг, но если есть Каннский международный, то почему не быть Казанскому? Организаторы объясняют, что фестиваль в Казани – не форум религиозного кино. Главный критерий отбора фильмов – это «высокий гуманизм в кино, духовность, морально-нравственные ценности» и… отсутствие разлагающего душу человека, особенно молодых людей, культа насилия, мистических ужасов, разврата и прочих порочных тем, способствующих деградации личности и общества. Ведь слово «минбар» в переводе с арабского языка означает «трибуна» – место, с которого произносится проповедь в мечети».