Спасибо долгому ящику
[b]История Москвы, даже сравнительно недалекого прошлого, содержит массу малоизвестных деталей, которые, сложись жизнь иначе, могли во многом изменить привычный облик столицы.[/b]Представьте себе устье реки Яузы, Устьинский мост. На месте нынешней высотки на Котельнической набережной гул железнодорожной станции Московско-Мячковской линии, дымят паровозы, звякает сцепка товарняка.Некая компания предположила устроить здесь центр погрузки мусора и нечистот, свозимых из центральных кварталов города. Мусор неспешно доставляют на подводах, неспешно нагружают… А он, пахучий, под солнцем греется, тучи мясных и обычных мух роятся над этим местом и всей округой, не говоря уже о появившихся стаях крыс…Набитые отбросами вагоны паровоз тянет по набережной Москвы-реки, по незастроенным владениям Ново-Спасского монастыря, заросшему Саровскому оврагу и взбирается по отлогому склону к Спасской (Крестьянской) заставе, известной тогда своими свалками.В этом месте состав погружается и, пересекая малозаселенную окраину, тормозит уже у заставы Покровской (Абельмановской). Здесь была граница города, далее простирались земли Московского уезда. Сцепщики быстро цепляют дополнительные мусоровозы и состав неторопливо, параллельно Московско-Казанской дороге, тянутся к конечной остановке, селу Мячкову. Именно там, в бывших каменоломнях, и предполагалось выгружать малоприятный груз. От города – далеко, в земле – глубоко…Странная картина. Да и что это за Мячково и откуда там такие раскопы? Село Верхнее Мячково расположилось на правом берегу Москвы-реки, при впадении в нее Пахры. Упомянуто поселение еще в бумагах XV века, по владельцу Ивану Мячко. Исстари здесь брали так называемый «мячковский известняк», известный в быту как «белый камень». Немало прекрасных зданий и храмов, украшающих столицу, сложены из него. Не случайно Москву величали Белокаменной.Вот именно на это село, вернее, его каменоломни, и обратили внимание предприниматели, создавшие «Товарищество Московско-Мячковской паровой железной дороги».Предполагалось, что из Мячково повезут в Москву стройматериал (камень, блоки, щебень), а обратно мусор, которым заполняют пустоты старых выработок. Учредитель – тайный советник К. Шильдбах в 1878 году направил в Министерство путей сообщений предложение о постройке железнодорожной ветки длиной в 35 км. После получения согласия в 1881 он обратился к московскому городскому голове С. М. Третьякову с просьбой разрешить проложить рельсы к устью Яузы, устроить там пассажирскую и товарные станции, организовать остановочные пункты для удаления мусора и нечистот, сваленных вблизи Спасской, Покровской и Проломной застав (недалеко от станции Курская-товарная). Но Городская дума категорически отказала, видя в проекте большие санитарные сложности. А каково было бы жителям узких улиц, по которым прошла бы железная дорога? Причем все эти (и немалые) расходы предполагалось нести городу. Овчинка явно не стоила выделки.Но т-во Мячковской линии не отступало. Оно заручилось покровительством в Санкт-Петербурге и направило в 1884 году в Думу иной проект, предлагая поменять на городских улицах паровоз на лошадиную тягу. При этом предполагалась уже прокладка линий широчайшего охвата – от Москворецкого моста до Таганки и Калужской площади. На все это городу потребовались бы значительные затраты. В итоге Дума вежливо уведомила московского губернатора (областного хозяина), что «город не встречает препятствий к расположению станции Мячковской железной дороги у Покровской заставы, а предложение по конке отклоняет…Решение вопроса было отложено на год, затем еще и… задвинуто в долгий ящик. А все те «картинки», которые рисовались нами в начале этой заметки, и устройство «центральной свалки» на столь сегодня престижной Котельнической набережной так и остались в мечтах устроителей. Наверное, к лучшему!