Строительство автодорог над железнодорожными магистралями
Правительство Москвы обдумывает возможность строительства автодорог над всеми существующими железнодорожными магистралями города. Об этом заявил первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. На днях он провел совещание, на котором обсуждался этот проект и строились планы по его реализации. «В ближайшее время будем встречаться уже с руководством железной дороги и прорабатывать концепцию создания автомобильных трасс над всеми вылетными железнодорожными магистралями, – рассказывает Владимир Ресин. – Выгода этого дела состоит в том, что здесь, по сути, трасса уже готова, для ее строительства не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не такие большие». Глава городского стройкомплекса отметил, что строительство дорог должно начаться не позже 2010 года. Вместо «Серпа и Молота» – гостиница Одновременно о совместном с московскими властями проекте освоения железнодорожных территорий заявил и вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Тони. Уже сейчас в столице идет реорганизация территорий, принадлежащих РЖД, площадь которых составляет 350 га. На большинстве этих территорий в будущем будет построено жилье, офисы, гостиницы и торговые центры. Например, в промзоне «Братцево» будут построены офисно-деловой центр, в промзоне «Серп и Молот» – гостиничный комплекс и жилые дома, в промзоне «Калошино» – спортивно-общественный центр. После реконструкции Рижского вокзала на прилегающих территориях будут построены жилье, офисы, социальные объекты, гостиницы, гаражи, развлекательные центры и музей РЖД – вся эта застройка общей площадью в 1 млн квадратных метров разместится на участке в 37 га. Рельсы под домом Однако реорганизацией промзон, принадлежащих РЖД, дело не обойдется. По словам Олега Тони, РЖД выступает против выноса вокзалов за территорию города и оптимальным для экономии городского пространства считает именно возведение над железнодорожными путями «второго яруса». Главным предназначением надстроек будет дорожное строительство. Ведь благодаря такой схеме Москва сможет получить еще девять радиальных трасс в дополнение к уже имеющимся 15 и одной строящейся (речь о Звенигородском проспекте). Однако над железными дорогами планируется не только пустить автомобили, но и строить жилье! Первый такой проект был одобрен на Общественном градостроительном совете при мэре Москвы 7 ноября этого года. В нем идет речь об освоении территории над путями возле Киевского вокзала. «Похожие проекты уже реализовывались в Берлине, Гонконге и Нью-Йорке. Однако перекрытия для строительства жилья ни разу не возводились над «грузовыми» путями, так что реализация проекта будет «пилотной», – говорит Олег Тони. По его словам, аналогичные проекты в перспективе могут быть реализованы и над железнодорожными путями Савеловского и Белорусского вокзалов. «Возможность надстройки над железнодорожными путями прорабатывается не только на Киевском направлении, однако именно это направление сейчас самое перспективное, – сказал Олег Тони. – Проект является экспериментальным, так как ранее в России в условиях действующей железной дороги подобное строительство не осуществлялось». Итак, проект предусматривает сооружение огромной платформы, которая закроет железнодорожные пути на участке от Третьего транспортного кольца до Минской улицы. Для этого над путями, прилегающими к Киевскому вокзалу, построят специальные перекрытия, на которых будут возводиться жилье, общественные здания и социальные объекты. Разумеется, сама «платформа» будет сделана так, чтобы вибрации и шум от железной дороги не доходили до построек наверху. Планируется, что проект будет реализован в две очереди. Сначала реконструируют железнодорожную инфраструктуру и построят перекрытия над путями. А затем начнется строительство жилья и административных площадей. Согласно проекту общая площадь зданий составит более 2 млн квадратных метров, из них 800 тысяч квадратных метров придется на долю жилой застройки, а 850 тысяч квадратных метров на общественные здания. В комплексе также предусматриваются стоянки на 18 тысяч машиномест общей площадью 740 тысяч квадратных метров. Начать строительство планируется в конце 2008 года, а завершить его – в течение пяти лет. Архитекторы и инженеры работали над проектом более двух лет. Но это время было потрачено ими не зря: их идеи заслужили всеобщую похвалу. «Ход обсуждения этого вопроса говорит о том, что сегодня мы рассмотрели и приняли решение по очень хорошему вопросу. Мы к нему шли не одно десятилетие. Если под ЛаМаншем проложили железную дорогу, то почему мы не можем заключить в тоннель небольшой участок железной дороги? – прокомментировал проект на заседании Градсовета Владимир Ресин. – Москва по обеспеченности жильем еще не достигла уровня развитых стран, поэтому то жилье, которое здесь можно будет получить, имеет важное значение. Для города застройка пространства над железной дорогой – явление новое. Поэтому давайте примем этот проект как начало для нашего дальнейшего пути». «Шунтирование» проводят строители Кроме того, в ходе обсуждения проекта участники Градсовета вернулись и к пресловутому дорожному вопросу. «Застройка этого участка Киевской железной дороги позволит решить транспортную проблему запада столицы – создать Южный дублер Кутузовского проспекта», – сказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Эту идею немедленно нарекли исторической и решили, что дублер вечно перегруженной «правительственной трассы» на протяжении двух с половиной километров будет проходить над железной дорогой Киевского направления. Действительно, идея создавать дублеры, «шунтировать» существующие радиальные трассы имеет не меньшее значение, чем постройка новых «радиусов». Этой теме уделяется особое значение в новом варианте Генерального плана развития Москвы до 2025 года. «Очень важен для юго-восточного сектора города дублер Волгоградского проспекта, он разветвляется на две части: одна пойдет параллельно проспекту, другая – на юг, – рассказывает о содержании этой части Генплана главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Юрий Коротков. – Дублер Ярославского шоссе и проспекта Мира сложится из Осташковского шоссе и проезда вдоль Ярославской железной дороги». По его словам, строительство дублера Ленинградского проспекта придется немного отложить из-за постройки новой платной трассы Москва–Санкт-Петербург. Не удается пока найти место и для прокладки дублера для шоссе Энтузиастов – часть нагрузки возьмет на себя Перовская улица, которая будет соединена с Четвертым кольцом и будущей хордовой трассой – рокадой. Зато появится дублер у Варшавского шоссе. «Раньше его планировали провести из Бутова по краю Битцевского парка через Чертаново-Северное. Но эту трассу не удалось согласовать, и теперь остался только восточный дублер Варшавского шоссе, – говорит Юрий Коротков. – В зоне между Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом должна появиться новая городская магистраль, которая в какой-то степени станет дублером Ленинского проспекта, правда, без выхода на МКАД».