История развития гитары
Реализуя долговременный проект по исследованию истории основных музыкальных инструментов и внутреннего мира людей, на них играющих, ведущий нашей музыкальной полосы Капитан Макс добрался наконец до гитары в блюз-роковых её проявлениях. Не имей «Амати»… Гитаристы в Москве появились ещё до исторического материализма. Кавалеры, галантно припав на правое колено, развлекали барышень игрой на семиструнных гитарах с обязательным красивым бантом, затейливо повязанным на шейке грифа. Потом была революция, то да сё, и в пятидесятых-шестидесятых вдруг объявились джазовые, уже шестиструнные гитаристы. Играли они для широких масс как-то непонятно и полностью оправдывали опасения властей: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» Настоящие же длинноволосые, в самопальных клешах, «народные» гитаристы появились на советских просторах в семидесятых. И первыми об этом появлении узнали авиамоделисты. Дело в том, что в те времена в магазинах невозможно было найти струн для электрогитары. Попадались наборы для классических семиструнок, тогда самая толстая струна выбрасывалась, а остальные устанавливались в том порядке, который предусматривался шестиструнным «электрическим» строем. Делать пальцами левой руки вибрато или подтягивать ноты, как это умудрялись выполнять Джимми Хендрикс и Джонни Винтер, на таких струнах было невозможно. Люди безуспешно рвали себе руки в кровь. Вот тогда-то и настали чёрные времена для авиамоделистов. Тончайшая стальная проволока – «корд», на которой они раскручивали свои трескучие модельки, напрочь пропала с прилавков магазина «Пионер». «Корд» стал первой струной вновь обновлённого гитарного строя. И хотя толстым шестым струнам опять не повезло – их снова выбросили, – хендриксовское и винтеровское «мяу» наконец полновесно зазвучало из-под заживших пальцев счастливых гитаристов. Но струны – это было всё-таки вторично. Здоровое желание играть обгоняло наличие в магазинах электрических гитар в тысячи раз. И народ бросился делать гитары сам. «Рогатые» инструменты выпиливались умельцами из полновесной дубовой или берёзовой доски, при этом нещадно грабились уличные телефонные автоматы – из сердечника наушника телефонной трубки выходили вполне ликвидные звукосниматели. Потом самоделка красилась в броский цвет, и на неё наклеивался какой-нибудь красивый лэйбл. Однажды я видел гитару «фирмы» «Broiler» – это от венгерской импортной курицы. Только значительно позже в магазинах стали появляться более-менее вразумительные инструменты немецкой фирмы «Музима». А тем временем за кордоном придумали какие-то совершенно замечательные провода к гитарам. Они были витые, как телефонные, – удобно растягивались ровно настолько, насколько нужно, и не путались под ногами. Первой реакцией наших гитаристов было тут же оторвать провода у домашних телефонов и перепаять под гитары. Коекто попробовал, и сразу выяснилось, что: а) шнур получается короткий и б) дико фонит, так как не экранирован. Внешнее сходство не искупалось внутренним содержанием. И гитарным кулибиным пришло на ум делать витые провода из обычных микрофонных. Провод туго наматывался виток к витку на металлический стержень подходящего диаметра. Концы закреплялись, и конструкция помещалась в духовку на 1–10 часов. Иногда выходило довольно похоже, только соседи с удивлением принюхивались – кто это печёт пироги из пластмассы и резины. А технический прогресс не стоял на месте. Появились гитарные спецэффекты. Как правило, все они были оформлены в виде стоящих на полу коробочек с разнообразными кнопками или педалями, включающимися ногой. Музыканты называли их «примочками». Грамотное владение примочками позволяло расширить палитру звучания до невероятных пределов. Самый лучший гитарист всех времён и народов Джимми Хендрикс, пользуясь несколькими «педалями», добивался на концертах такого эффекта, что его инструмент звучал, как человеческий голос. В нескольких своих композициях Хендрикс буквально разговаривал со своей гитарой: задавал ей вопросы, а она «отвечала». Такие примочки тоже активно изготавливались нашими ребятами, поднаторевшими на выпиливании гитар. Наконец, к середине восьмидесятых все дефициты, слава богу, закончились, и на передний план уже уверенно вышло не само наличие дорогого импортного инструмента, а умение на нем играть. Стали говорить так: «Не имей «Амати», а умей играти!» «Батоно» гитарист По функциям гитары раньше делились на «ритм» и «соло». Соло-гитары играли тему, мелодию, проигрыши; а «ритмухи» гармоническую основу. С совершенствованием клавишных инструментов, способных заменить целый оркестр, ритм-гитары стали отмирать. Зато основные гитары, потеряв устаревшую приставку «соло», значительно расширили свой ареал, и сейчас термин «гитарист» подразумевает владение инструментом в широком спектре от ненавязчивого аккомпанемента до сложнейшей импровизации. И, конечно, гитара – главный инструмент при исполнении роковых и блюзовых композиций. В последнее время в Москве во многих музыкальных клубах можно послушать импровизационный блюз, когда музыканты, как правило, именно гитаристы, творят музыку прямо на глазах зрителей. Причём в таких случаях принято, кроме «базового» гитариста основного ансамбля, приглашать ещё одного или двух музыкантов – так называемых guest star. В качестве таких приглашённых звёзд в последние годы неоднократно были замечены и Андрей Макаревич, и Константин Никольский, и Евгений Маргулис. Хотя их основная музыкальная деятельность лежит всё-таки вне поля традиционного блюз-рока. Но юношеские пристрастия топором не вырубить! Я сразу оговорюсь: в этой статье речь идёт только о тех гитаристах, кого можно реально послушать, придя в Москве в клуб или на концерт. Наверняка по домам сидят да по гастролям разъезжают вполне приличные исполнители, но речь сейчас о реально действующих именно в Москве. Итак, вот список заподозренных и признанных мною виновными в исполнении блюза и рока на московских сценах: Ливан Ломидзе, Гия Дзагнидзе, Тимур Мардалейшвилли, Тимур Квителашвилли. Вам ничего не показалось странным? Вот, мне тоже! Есть ещё Юрий Каверкин, но выяснилось, что он говорит порусски с очень сильным акцентом – попробуйте догадаться с каким… Подбор, конечно, несколько тенденциозный, но, видимо, грузинский национальный лад в чём-то схож с блюзовым, почему эти ребята и плавают в американской музыке как рыба в воде. Ну, ну не надо уж так волноваться – есть, есть в Москве и местные отличные музыканты, хоть и не родились они на родине «витязя в тигровой шкуре». В Москве, как в Греции, всё есть! Глупый вопрос Откуда же брались гитаристы? Как они учились играть тогда, когда ещё не было ни «школ», ни учебных пособий? В семидесятые годы прошлого века на Москве гремел гитарист Сергей Дюжиков. Его история показательна. Юность Сергей провёл в маленьком провинциальном Измаиле, неподалеку от румынской границы. И приёмник очень чисто принимал различные европейские музыкальные программы, составленные из лучших для того времени песен западных рок-групп. Дюжиков записывал материал на магнитофон, а потом точно «снимал» все партии всех музыкальных инструментов. Таким образом, он наработал колоссальный технический и гармонический багаж, который потом с успехом реализовал, используя знаменитую формулу музыкантского совершенствования: «От простого – к сложному, от сложного – к простому!» Позже Дюжиков играл в самых известных московских ансамблях того времени: в «Скифах», «Цветах», «Голубых гитарах», потом уехал в Штаты и успешно занимается там преподавательской деятельностью. Но вернёмся в наши дни. Что имеют в виду, когда говорят про кого-то, что он хороший гитарист? Я задал этот непростой вопрос двум самым известным московским блюзменам: лидеру бессмертной группы «Удачное приобретение» Алексею Белову (Вайту) и патриарху гитарного мастерства Валерию Гилюте. Вайт: «Понимаешь, однозначно ответить невозможно. Есть, например, Виктор Зинчук – обладатель рекорда Гиннесса, – сыграл за какое-то определенное время невообразимое количество нот. Или тот же Тимур Квителашвилли… тоже Гиннессовский рекордист: играл беспрерывно на гитаре в течение нескольких суток. Или недель… не помню… Но дело же не в этом. Мне кажется, хороший гитарист – это человек, обладающий безупречным музыкальным вкусом. Можно сыграть всего одну ноту, но именно в нужном месте и в нужное время…» Гилюта: «Ну и вопрос! Люди тома исписывают… Хотя… Гитарист на концерте, как и любой музыкант, передаёт своё мироощущение другим. Зрителям, окружающим. Он передаёт частичку себя, частичку своего внутреннего мира. И если гитаристу есть что «сказать», если возникает эта магия, эта неуловимая связь «артист–зритель», вот тогда мы и можем говорить о качестве исполнителя. Знаешь, вот проводится конкурс Чайковского… Несколько пианистов играют по одними тем же нотам одну и ту же пьесу. Играют, в общем-то, одинаково виртуозно, но исполнение одних цепляет, а других слушать – скука одна…» Больше я глупых вопросов не задавал, а вам, дорогие читатели, хочу посоветовать сходить на «джемовый» концерт, когда играют несколько гитаристов, по очереди импровизируя, эксклюзивно творя музыку, как говорится, «здесь и сейчас». Потому что передать этот нерв, это ощущение от игры хорошего гитариста не сможет на бумаге ни один даже самый гениальный журналист. Это нужно слушать самим!