Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

История развития гитары

Общество
История развития гитары

Реализуя долговременный проект по исследованию истории основных музыкальных инструментов и внутреннего мира людей, на них играющих, ведущий нашей музыкальной полосы Капитан Макс добрался наконец до гитары в блюз-роковых её проявлениях. Не имей «Амати»… Гитаристы в Москве появились ещё до исторического материализма. Кавалеры, галантно припав на правое колено, развлекали барышень игрой на семиструнных гитарах с обязательным красивым бантом, затейливо повязанным на шейке грифа. Потом была революция, то да сё, и в пятидесятых-шестидесятых вдруг объявились джазовые, уже шестиструнные гитаристы. Играли они для широких масс как-то непонятно и полностью оправдывали опасения властей: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» Настоящие же длинноволосые, в самопальных клешах, «народные» гитаристы появились на советских просторах в семидесятых. И первыми об этом появлении узнали авиамоделисты. Дело в том, что в те времена в магазинах невозможно было найти струн для электрогитары. Попадались наборы для классических семиструнок, тогда самая толстая струна выбрасывалась, а остальные устанавливались в том порядке, который предусматривался шестиструнным «электрическим» строем. Делать пальцами левой руки вибрато или подтягивать ноты, как это умудрялись выполнять Джимми Хендрикс и Джонни Винтер, на таких струнах было невозможно. Люди безуспешно рвали себе руки в кровь. Вот тогда-то и настали чёрные времена для авиамоделистов. Тончайшая стальная проволока – «корд», на которой они раскручивали свои трескучие модельки, напрочь пропала с прилавков магазина «Пионер». «Корд» стал первой струной вновь обновлённого гитарного строя. И хотя толстым шестым струнам опять не повезло – их снова выбросили, – хендриксовское и винтеровское «мяу» наконец полновесно зазвучало из-под заживших пальцев счастливых гитаристов. Но струны – это было всё-таки вторично. Здоровое желание играть обгоняло наличие в магазинах электрических гитар в тысячи раз. И народ бросился делать гитары сам. «Рогатые» инструменты выпиливались умельцами из полновесной дубовой или берёзовой доски, при этом нещадно грабились уличные телефонные автоматы – из сердечника наушника телефонной трубки выходили вполне ликвидные звукосниматели. Потом самоделка красилась в броский цвет, и на неё наклеивался какой-нибудь красивый лэйбл. Однажды я видел гитару «фирмы» «Broiler» – это от венгерской импортной курицы. Только значительно позже в магазинах стали появляться более-менее вразумительные инструменты немецкой фирмы «Музима». А тем временем за кордоном придумали какие-то совершенно замечательные провода к гитарам. Они были витые, как телефонные, – удобно растягивались ровно настолько, насколько нужно, и не путались под ногами. Первой реакцией наших гитаристов было тут же оторвать провода у домашних телефонов и перепаять под гитары. Коекто попробовал, и сразу выяснилось, что: а) шнур получается короткий и б) дико фонит, так как не экранирован. Внешнее сходство не искупалось внутренним содержанием. И гитарным кулибиным пришло на ум делать витые провода из обычных микрофонных. Провод туго наматывался виток к витку на металлический стержень подходящего диаметра. Концы закреплялись, и конструкция помещалась в духовку на 1–10 часов. Иногда выходило довольно похоже, только соседи с удивлением принюхивались – кто это печёт пироги из пластмассы и резины. А технический прогресс не стоял на месте. Появились гитарные спецэффекты. Как правило, все они были оформлены в виде стоящих на полу коробочек с разнообразными кнопками или педалями, включающимися ногой. Музыканты называли их «примочками». Грамотное владение примочками позволяло расширить палитру звучания до невероятных пределов. Самый лучший гитарист всех времён и народов Джимми Хендрикс, пользуясь несколькими «педалями», добивался на концертах такого эффекта, что его инструмент звучал, как человеческий голос. В нескольких своих композициях Хендрикс буквально разговаривал со своей гитарой: задавал ей вопросы, а она «отвечала». Такие примочки тоже активно изготавливались нашими ребятами, поднаторевшими на выпиливании гитар. Наконец, к середине восьмидесятых все дефициты, слава богу, закончились, и на передний план уже уверенно вышло не само наличие дорогого импортного инструмента, а умение на нем играть. Стали говорить так: «Не имей «Амати», а умей играти!» «Батоно» гитарист По функциям гитары раньше делились на «ритм» и «соло». Соло-гитары играли тему, мелодию, проигрыши; а «ритмухи» гармоническую основу. С совершенствованием клавишных инструментов, способных заменить целый оркестр, ритм-гитары стали отмирать. Зато основные гитары, потеряв устаревшую приставку «соло», значительно расширили свой ареал, и сейчас термин «гитарист» подразумевает владение инструментом в широком спектре от ненавязчивого аккомпанемента до сложнейшей импровизации. И, конечно, гитара – главный инструмент при исполнении роковых и блюзовых композиций. В последнее время в Москве во многих музыкальных клубах можно послушать импровизационный блюз, когда музыканты, как правило, именно гитаристы, творят музыку прямо на глазах зрителей. Причём в таких случаях принято, кроме «базового» гитариста основного ансамбля, приглашать ещё одного или двух музыкантов – так называемых guest star. В качестве таких приглашённых звёзд в последние годы неоднократно были замечены и Андрей Макаревич, и Константин Никольский, и Евгений Маргулис. Хотя их основная музыкальная деятельность лежит всё-таки вне поля традиционного блюз-рока. Но юношеские пристрастия топором не вырубить! Я сразу оговорюсь: в этой статье речь идёт только о тех гитаристах, кого можно реально послушать, придя в Москве в клуб или на концерт. Наверняка по домам сидят да по гастролям разъезжают вполне приличные исполнители, но речь сейчас о реально действующих именно в Москве. Итак, вот список заподозренных и признанных мною виновными в исполнении блюза и рока на московских сценах: Ливан Ломидзе, Гия Дзагнидзе, Тимур Мардалейшвилли, Тимур Квителашвилли. Вам ничего не показалось странным? Вот, мне тоже! Есть ещё Юрий Каверкин, но выяснилось, что он говорит порусски с очень сильным акцентом – попробуйте догадаться с каким… Подбор, конечно, несколько тенденциозный, но, видимо, грузинский национальный лад в чём-то схож с блюзовым, почему эти ребята и плавают в американской музыке как рыба в воде. Ну, ну не надо уж так волноваться – есть, есть в Москве и местные отличные музыканты, хоть и не родились они на родине «витязя в тигровой шкуре». В Москве, как в Греции, всё есть! Глупый вопрос Откуда же брались гитаристы? Как они учились играть тогда, когда ещё не было ни «школ», ни учебных пособий? В семидесятые годы прошлого века на Москве гремел гитарист Сергей Дюжиков. Его история показательна. Юность Сергей провёл в маленьком провинциальном Измаиле, неподалеку от румынской границы. И приёмник очень чисто принимал различные европейские музыкальные программы, составленные из лучших для того времени песен западных рок-групп. Дюжиков записывал материал на магнитофон, а потом точно «снимал» все партии всех музыкальных инструментов. Таким образом, он наработал колоссальный технический и гармонический багаж, который потом с успехом реализовал, используя знаменитую формулу музыкантского совершенствования: «От простого – к сложному, от сложного – к простому!» Позже Дюжиков играл в самых известных московских ансамблях того времени: в «Скифах», «Цветах», «Голубых гитарах», потом уехал в Штаты и успешно занимается там преподавательской деятельностью. Но вернёмся в наши дни. Что имеют в виду, когда говорят про кого-то, что он хороший гитарист? Я задал этот непростой вопрос двум самым известным московским блюзменам: лидеру бессмертной группы «Удачное приобретение» Алексею Белову (Вайту) и патриарху гитарного мастерства Валерию Гилюте. Вайт: «Понимаешь, однозначно ответить невозможно. Есть, например, Виктор Зинчук – обладатель рекорда Гиннесса, – сыграл за какое-то определенное время невообразимое количество нот. Или тот же Тимур Квителашвилли… тоже Гиннессовский рекордист: играл беспрерывно на гитаре в течение нескольких суток. Или недель… не помню… Но дело же не в этом. Мне кажется, хороший гитарист – это человек, обладающий безупречным музыкальным вкусом. Можно сыграть всего одну ноту, но именно в нужном месте и в нужное время…» Гилюта: «Ну и вопрос! Люди тома исписывают… Хотя… Гитарист на концерте, как и любой музыкант, передаёт своё мироощущение другим. Зрителям, окружающим. Он передаёт частичку себя, частичку своего внутреннего мира. И если гитаристу есть что «сказать», если возникает эта магия, эта неуловимая связь «артист–зритель», вот тогда мы и можем говорить о качестве исполнителя. Знаешь, вот проводится конкурс Чайковского… Несколько пианистов играют по одними тем же нотам одну и ту же пьесу. Играют, в общем-то, одинаково виртуозно, но исполнение одних цепляет, а других слушать – скука одна…» Больше я глупых вопросов не задавал, а вам, дорогие читатели, хочу посоветовать сходить на «джемовый» концерт, когда играют несколько гитаристов, по очереди импровизируя, эксклюзивно творя музыку, как говорится, «здесь и сейчас». Потому что передать этот нерв, это ощущение от игры хорошего гитариста не сможет на бумаге ни один даже самый гениальный журналист. Это нужно слушать самим!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.