Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Юрий Мороз о том, как снимали сериал «Апостол»

Развлечения
Юрий Мороз о том, как снимали сериал «Апостол»

Сериал «Апостол», о борьбе двух разведок, НКВД и немецкого Абвера, стал самым рейтинговым телевизионным событием последних недель, вызвал бурное обсуждение и поток публикаций в прессе. Известный режиссер Юрий Мороз выступил в этом фильме одним из продюсеров и режиссеров – взамен уволенного режиссера Икс. О том, как шла работа над фильмом, он рассказал корреспонденту «ВМ». Постановщиков на переправе заменяют – Великую Отечественную войну в разные времена снимали по-разному. Сегодня едва ли не все фильмы про войну – экшн: остросюжетные боевики, чаще всего про разведчиков, с лихо закрученной интригой, спецэффектами, погонями. Чем объяснить эту тенденцию? – У достаточно большой части зрителей в силу отдаленности тех событий исчезли ассоциации эмоционально-исторические. Плюс отсутствует идеология, без которой немыслимо было советское кино, – возьмите «Щит и меч», «17 мгновений весны» и иже с ними. Современный зритель воспринимает кино о войне как жанровое приключение. Для него на экране «наши» борются с кем-то. И эта борьба не несет эмоциональной окраски. Хотя для той части зрителей, которые помнят старые фильмы, наверное, сегодняшнее кино покажется несколько облегченным. – Психологическая нагрузка в современных «военных» фильмах слабее? – Ну почему же? Жанровое кино не обязательно безмозглое: кто-то за кем-то побежал и кого-то догнал. Я надеюсь, что и «Апостол» не такой фильм. Все-таки у нас люди бьются не на мечах, а пытаются психологией одолеть друг друга: кто кого перехитрит, кто кого переиграет. Так что психологию никто не отменил. Но повторяю, временная дистанция дает о себе знать, и удержать зрительское внимание только идеологической или эмоциональной составляющей стало сложнее. Американцы по этому поводу вообще не парятся. Никто у Спилберга не спрашивает: а существовал ли реально Индиана Джонс, который в Африке боролся с немцами, искавшими в это время чашу Грааля? – Все-таки, если попытаться классифицировать: вы снимали фильм о войне с детективным сюжетом или детектив, действие которого происходит во время Великой Отечественной? – Я снимал тот сценарий, который у меня был. Он был основан на интриге – достаточно лихо закрученной. Потому что действительно до самых последних минут непонятно, кто есть кто. В сценарии есть и интересные персонажи, и интересные повороты, и какой-то новый взгляд на исторические факты, например, связанные с работой НКВД, и мелодраматическая линия. Это хороший, профессиональный, крепкий сценарий, который, уверяю вас, попадается раз в три года. – Кто-то увлек вас этим сценарием? Или вы его искали? – Сначала сценарист Олег Антонов принес идею, а потом в течение двух лет воплощал ее в жизнь. Спустя три года мы начали искать режиссера, актеров и потом еще два года снимали. Я был одним из продюсеров этого проекта. Но режиссер, который начинал фильм, был уволен, и заканчивал его я. – А за что уволили режиссера? – По творческим причинам. Ботаник может стать агентом – Одним из достоинств фильма называют использование в нем аутентичной техники военных лет. Это действительно так важно? – Все-таки традиция советского-российского кино – следовать исторической правде. Мы еще не дошли до состояния американцев, которым важно, чтобы был захватывающий сюжет, а уже как там мушкетеры одеты, правильно или нет не суть важно. Потому что они снимают приключение, а не документальный фильм. – Кстати, зрители обычно любят отыскивать ляпы, ошибки и фактологические погрешности. Насколько вы педант в отношении деталей? – Конечно, не всегда можно за всем уследить. Иногда совершаются ошибки – не по злобе, что называется. По недосмотру. Найдут, наверное, какие-то огрехи. Я и сам их знаю. Поэтому меня этим особо не удивишь. В ситуации, когда работают несколько режиссеров, это неизбежно. – Например, многие сомневаются, что из учителя-ботаника за месяц можно было сделать агента экстра-класса. – А мне говорят: «А мы поверили!» Сколько людей, столько и мнений. – Актера Евгения Миронова готовили к роли так же быстро, как его персонажа? – Это и есть ответ на ваш вопрос: можно ли подготовить специалиста или нельзя. Женя Миронов готовился к этой роли месяца три в лучшем случае. Будучи и без того спортивным человеком, он тренировался прыгать с парашютом, обучался приемам борьбы, стрельбы из разных видов оружия. И мне кажется, в картине он делает все это более чем убедительно. – Миронов – актер сверхзанятый. Сложно было совпадать с ним по графику? – Он сверхзанятый, потому что очень профессионален. Непрофессиональные люди болтаются без дела, без работы. А такой актер, как Женя, если подписался под эту работу, сделает ее от начала до конца. – С таким актером работать, наверное, одно удовольствие? – Конечно. Женя Миронов относится к категории тех актеров, которые в принципе могут сами сделать все за тебя. Он знает про свою роль значительно больше, чем режиссер. Он знает, что в этой сцене делать, как это снимать, где должна быть камера, как мизансцену построить. Такие актеры называются «самоигральные». Режиссер в это время может курить бамбук. Пришел на площадку, сел и говоришь: «Ну, Женя, покажи, что ты будешь в этом кадре делать». И Женя делает. Потом ты оператору говоришь: «Видел? Это теперь надо снять». Ты и сам знаешь про его роль все, знаешь, как это должно быть. Но актер может такую краску положить, какую ты даже не предполагал. И это огромная радость. Но это Женя Миронов. А есть другая категория актеров, которые приходят и смотрят в рот режиссеру и ждут от него указаний: что делать. Фоменко утверждал не я – К какой категории относится актер Николай Фоменко? Его фигура вызывает неоднозначную реакцию. Все-таки с его имиджем шоумена серьезная роль не очень вяжется. – Я понимаю. Но не я выбирал этого актера на роль. Я все-таки сторонник того, чтобы актер был, что называется, «белым листом», чтобы за ним не тянулся шлейф каких-то сверхролей или сверхсобытий, скандальных или не скандальных. Мне кажется, что это будет мешать моему зрительскому восприятию. Фоменко нужно прикладывать огромные усилия для того, чтобы я ему поверил, поверил в то, что человек, который все время смешит, шутит, может сыграть серьезную драматическую роль. Что совершенно не требуется Жене Миронову. Но это был выбор режиссера… Ивана Иванова. И это его право. – Правду говорят, что Фоменко – друг сценариста Олега Антонова? Может, это была его креатура? – Они работали, если я не ошибаюсь, над «Сиротой казанской». Но таких подробностей я не знаю. И в любом случае, не вижу в этом ничего плохого. Главное, чтобы делу не мешало. – Вас наверняка часто спрашивают: почему вы снимаете в своих фильмах свою дочь Дашу (актриса Дарья Мороз, в фильме жена главного героя. – Е.К.)? – Опять-таки утверждал на роль ее не я. Вы можете сказать: «А, он лукавит, он же продюсер». Но я отвечу так: я в этот момент снимал фильм «Братья Карамазовы», в котором моя дочь не снималась. Уж мне, наверное, легко было бы пристроить ее в «Карамазовы». Но я посчитал, что для нее там нет роли. У меня нет желания засовывать ее куда угодно, лишь бы снималась. У нее достаточно предложений, чтобы соглашаться или отказываться. От такой роли, как в «Апостоле», с такими партнерами, не отказываются. И мне кажется, она там на месте. Это достаточно сложная драматическая роль, и она достойно с ней справилась. Она состоявшаяся актриса. Мне за нее не стыдно. – Отношения отца и дочери на съемочной площадке не мешают работе? – Я с ней снял, по-моему, только две сцены. Все остальное было снято не мной. Абсолютно не мешает. У меня складывается так, что с Даши я могу требовать жестче, чем с других. Какие могут быть личные отношения? На площадке это актриса, которая должна играть другого человека. Это уже не моя дочь. Идиотам Достоевский не нужен – «Апостола» вы снимали параллельно с «Карамазовыми»? – «Карамазовых» я уже полностью снял и начал монтаж, когда возникла необходимость доснять «Апостола». Я остановил «Карамазовых» на два месяца, уехал на съемки, потом вернулся к монтажу «Карамазовых», пока монтировался «Апостол». Отчасти поэтому с «Карамазовыми» мы затянули. К концу года я уже должен был сдать картину. Сейчас мы заканчиваем писать музыку и начинаем перезапись. – Сложно переключаться с одного материала на другой? – Мне было не сложно. Это вопрос профессии. Просто «Карамазовы» значительно более сложная работа, нежели «Апостол», – по самому материалу, по способу работы с актерами, по всему. – Экранизациями классики зритель за последнее время уже изрядно насытился. Тем более что «Братья Карамазовы» – слишком грузоподъемное философско-религиозное произведение. Думаете, «покатит» у телезрителя? – Если так ставить вопрос, то зачем книги сложные писать? Зачем нужна философия? А будут это читать, смотреть? Но если показывать только фильмы про то, как Маша разлюбила Сашу, зритель в течение пяти лет превратится в идиота, который только это и способен будет жевать. Конечно, такому зрителю Достоевский не нужен. Но я надеюсь, что идиотизация телезрителя не достигла еще такого прогресса. И потом, я бы переживал, если бы «Братьев Карамазовых» показали один раз по телевизору, и все. Но я знаю, что это будет выпущено на DVD, следовательно, та часть публики, которую заинтересует фильм, смогут посмотреть его более внимательно. К тому же во время телепоказа не будет рекламы. – В отличие от «Апостола» здесь первоисточник – классика русской литературы. Это обстоятельство помогало или, скорее, связывало по рукам? – Вы понимаете, я не старался на плечах Достоевского построить свое режиссерское счастье. Моя задача была максимально близко к тексту пересказать эту историю. Я сделал абсолютно академическую экранизацию. Конечно, там, где у писателя полторы страницы монолога, я сокращал. Но я старался быть адекватным этой прозе своими картинками. Как это получилось – вопрос другой. Но мне показалось, что на главные вопросы я ответил, не погрешив против Федора Михайловича. Надеюсь, что он в гробу не перевернется. А дальше судить зрителю. Мне кажется, чем больше он будет подготовлен, тем интереснее ему будет смотреть. Ну а тех, для кого эта история окажется новой, – а таких будет большинство, потому что роман громкий, но малочитаемый, – сможет привлечь сюжет, опять-таки достаточно лихо закрученный. Может, в предыстории он не так крепко держит. Но дальше он как пружина начинает сжиматься-сжиматься. Думаю, зрителю будет любопытно.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.