Предприятие государственного значения
В 1937 г. при заводе № 230 было создано опытное конструкторское бюро по авиационному приборостроению – ОКБ-230, которое впоследствии было переименовано в ОКБ-2. После перебазирования из г. Раменское Московской области в Москву в 1947 году ОКБ-2 получило название «ОКБ-12». В этом же году коллектив бюро по инициативе академика И. В. Курчатова приступил к созданию системы регулирования и защиты атомных реакторов. Уже через год эту важнейшую для страны задачу удалось выполнить: система регулирования и защиты промышленного атомного реактора была разработана, смонтирована и отлажена. В 50-х годах коллектив предприятия выполнил ряд важных правительственных задач, создав автоматическое оборудование для первого атомного ледокола «Ленин» и атомных электростанций малой мощности, для использования в качестве автономных источников питания на подводных лодках и космических станциях. 1963 год. В разгаре «холодная» война, ракетный щит Америки полностью готов, за считаные минуты ракеты в состоянии достичь заранее намеченных целей. А наша страна только приступает к испытаниям ракетных комплексов. ОКБ-12 по заданию Минобороны разрабатывает и изготавливает электронные системы управления расходом компонентов топлива на борту боевых ракет. Одной из наиболее сложных задач явилось создание датчиков, обеспечивающих высокую точность измерения в агрессивных жидкостных средах ракетного топлива. Максимальный срок работы таких изделий составлял 5 лет. Однако специалисты ОКБ-12 сумели сделать их настолько надежными, что уже 40 лет эта электроника успешно эксплуатируется в боевых ракетных комплексах, созданных под руководством академиков М. К. Янгеля и В. И. Челомея! Аналогичные системы были изготовлены и для ракет С. П. Королева, с помощью которых осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и корабля Ю. Гагарина.В 70–80-х годах в стране активно развивается гражданское и военное самолетостроение. Коллектив ОКБ-12 выполняет большой объем работ по созданию электронных систем управления авиационными двигателями (ЭСУД). ЭСУД для первых широкофюзеляжных аэробусов Ил-86, позднее запущенных в серийное производство, и поныне производит Саратовское приборостроительное объединение. А вот для стратегического бомбардировщика Ту-160, который может находиться в беспосадочном полете несколько суток, были разработаны и изготовлены не только система управления двигателем, но и системы управления расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку об оптимальных действиях.Полет легендарного беспилотного космического корабля «Буран» не смог бы состояться без технических решений специалистов ОКБ-12. Их задачами являлись контроль и управление всей гидравликой, а на финишном этапе полета – обеспечение надежности выпуска шасси при посадке. Для испытаний «Бурана» изготовили специальный транспортный самолет, при помощи которого отрабатывались все программы, обеспечивающие подъем, полет и посадку. Ини разу аппаратура не дала сбоев! Шеф-пилот НПО «Молния», летчик-космонавт СССР Игорь Волк, проводивший летные испытания, потом признавался, что ему было странно ощущать себя только в роли наблюдателя – весь процесс посадки осуществлялся в автоматическом режиме.В 1975 г. была начата разработка системы управления электропитанием для спутника космической разведки «Алмаз», позволяющая рационально использовать солнечные батареи и аккумуляторы. Надежность оказалась такова, что, невзирая на 5-летнюю консервацию в период перестройки, запущенный в 1989 г. аппарат пролетал полтора года вместо гарантированных 6 месяцев! Славные трудовые традиции ОКБ-12 после акционирования в 1992 году продолжил коллектив в ОАО «АВЭКС», контрольный пакет акций которого закреплен в федеральной собственности.В настоящее время научно-производственный коллектив предприятия возглавляет генеральный директор ОАО «АВЭКС», главный конструктор Борис Михайлович Пашов.Позвольте представить вам этого человека – кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, неоднократно награжденного почетными грамотами правительства РФ и Москвы. После окончания в 1963 г. факультета систем управления МАИ он по распределению поступил на работу в ОКБ-12, которое в те годы возглавлял Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, д. т. н., профессор А. С. Абрамов. Через 30 лет Борис Михайлович принял эстафету от своего учителя и в 1992 г. возглавил предприятие. В непростых условиях зарождающейся рыночной экономики ему пришлось искать новые направления деятельности: ведь уровень госзаказов упал до 5–10%. А еще нужно было сохранить уникальные технологические процессы и высококлассных специалистов, многие из которых проработали на производстве по 40 лет. И Борису Михайловичу это удалось – не зря его жизненное кредо звучит так: «Тупиковых ситуаций не бывает!» Участвуя в выполнении госзаказов в интересах науки и народного хозяйства, ОАО «АВЭКС» выполнил ряд НИОКР. В частности, по разработке и изготовлению аппаратуры регулирования и контроля и автоматического управления для космических аппаратов «Ямал-100» и «Ямал200» (заказчик – РКК «Энергия», г. Королев, Московской обл.). Она успешно эксплуатируется с 1996 г. и ноября 2003 г. соответственно. Эти спутники дают возможность реализовать надежную связь центрального аппарата ОАО «Газпром» с находящимися в труднодоступных районах России объектами. Предприятием также разработана конструкторская документация и изготовлена аппаратура для космического аппарата «БелКа» (заказчик – ОАО РКК «Энергия»). С ноября 2006 г. находится в эксплуатации и «КаzSat» в составе КА (заказчик – ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, г. Москва), впервые в истории полностью обеспечивающий теле– и радиовещание в Казахстане.Сегодня завершается разработка опытного образца аппаратуры для нового космического аппарата (заказчик – ФГУП НПО «Машиностроение», г. Реутов Московской области), обеспечивающей уникальную надежность функционирования в открытом космосе.Высокий профессионализм научно-производственного коллектива ОАО «АВЭКС» подтверждается его активным участием в реализации Федеральной космической программы. В рамках данной программы уже разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец АУЭ для электродугового плазменного двигателя (заказчик – ФГУП «Центр им М. В. Келдыша», г. Москва), что позволило значительно улучшить управляемость космических аппаратов на орбите. Также разработан эскизный проект блока электропитания литий-ионных аккумуляторных батарей (заказчик – ФГУП «Центр им М. В. Келдыша», г. Москва), дающих возможность снизить вес космических аппаратов и увеличить продолжительность их функционирования на орбите.ОАО «АВЭКС» успешно сотрудничает и с ВМФ: для последнего поколения подводных лодок созданы и в конце 2006 г. испытаны системы комплектного электропривода и автоматического управления компрессорной станцией. Выпуск этих электроприводов сегодня освоен в г. Владимире, поскольку до распада СССР головным предприятием был Харьковский завод.На предприятии есть существенный технический задел для реализации городских программ по созданию экологического транспорта. ОАО «АВЭКС» – активный участник «Комплексной программы промышленной деятельности в г. Москве на 2008–10 гг.», касающейся расширения производства научно-технической продукции для нужд города (экологически чистый транспорт, источники аварийного питания и др.). В рамках этой программы разработан инновационный проект «Создание опытных образцов электромобилей «ЗИЛ-ЭЛЕКТРО» с асинхронным электроприводом для экологически чистых перевозок на территории Москва-Сити и города Москвы».Планируемая к 2010 г. перспективная транспортная система «Москва-Сити» требует приведения экологических норм для транспорта, прежде всего грузового, к нормам Евро-4 и Евро-5. Широкое использование такого вида транспорта актуально для Москвы.Это подтверждает мировая практика внедрения электромобилей, в том числе грузовых аккумуляторных, и гибридных электромобилей и электробусов с комбинированными энергоустановками (КЭУ). Использование разработки ОАО «АВЭКС», выполненной в 2000 г. по экологической программе правительства Москвы совместно с АМО ЗИЛ, позволяет обеспечить соответствие требуемым стандартам с минимальными затратами.Уже разработан и испытан первый опытно-промышленный образец грузового аккумуляторного электромобиля «ЗИЛ-ЭЛЕКТРО», созданный ОАО «АВЭКС» совместно с АМО ЗИЛ и ЗАО «Оптимум-Электро». На специализированном шасси, разработанном АМО ЗИЛ, установлены микропроцессорный тяговый асинхронный электропривод и компактная энергоемкая тяговая аккумуляторная батарея. Эти технические решения позволяют обеспечить ежедневный пробег без подзарядки до 50–70 км при грузоподъемности до 3 т с обеспечением тягово-динамических характеристик, требуемых для внутригородских транспортных потоков, и экологических норм Евро-5.В июне 2007 года электромобиль «ЗИЛ-ЭЛЕКТРО», дополнительно оснащенный работающей на водороде двигательно-генераторной установкой, получил диплом на международном экономическом форуме в СанктПетербурге.Такой широкий спектр деятельности ОАО «АВЭКС» – от создания систем и аппаратуры для космических аппаратов до разработки принципиально новых, экологически чистых видов наземного транспорта – свидетельство зрелости предприятия и значимости научно-технического потенциала его коллектива. Пройденный путь и накопленный опыт придают ему уверенность, что возможности ОАО «АВЭКС» и в дальнейшем будут востребованы при решении важнейших для России государственных задач.