Ты что, с луны свалился?
[b]1 июня наступил первый день школьных каникул – самое время подводить итоги и, в том числе, вспомнить о нарушениях прав детей в школе. Ведь и оглянуться не успеем, как придет 1 сентября.[i]См. пункт первый[/b][/i]Авторитет учителя у нас традиционно непоколебим. Как мы часто говорим об учителях – «жестокий, но справедливый», «на всех орет, но его любят» и т.д. А помните, бородатую учительскую шутку, кажущуюся им очень смешной? «Пункт 1: учитель всегда прав. Пункт 2: если учитель не прав, смотри пункт первый».Вот вам и вся декларация о правах! Некоторые учителя искренне придерживаются принципа императора Калигулы: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Отличная атмосфера во «втором доме», очень настраивает на обучение и творчество! Итак, к чему же приучают наших детей в школе с помощью самого сильного педагогического приема – на собственном примере?Какие нарушения прав школьника самые распространенные?1. Оскорбление человеческого достоинства.2. Пристрастное отношение (необъективность оценок, которые часто выставляются по принципу «нравишься-не нравишься»).3. Вмешательство в частную жизнь ученика (учителя требуют оправданий по вопросам, совершенно не касающимся обучения).4. Посягательство на частную собственность (как уже писала «Вечерка» со ссылкой на Московский комитет образования, такая обыденная вещь, как отнятие мобильника, деюре является нарушением прав: если школьным уставом не запрещено ношение телефона, забирать его – все равно что отнимать кошелек).Мы уже не говорим о таких уголовно наказуемых преступлениях, как рукоприкладство, которое, как ни странно, до сих пор практикуется в российских школах (к «учебникомпо-голове» это тоже относится!), а также вымогательство и шантаж («покрасите спортзал – переведем вашего ребенка в следующий класс»).[i][b]Оценка – дело интимное[/b][/i]О положении российских школьников мы поговорили с [b]учителем английского языка гимназии № 1567 Ольгой Маратовной СВЕНЦИЦКОЙ[/b]. Вот что она нам рассказала:– Самые беззащитные – ученики начальной школы. Они даже не могут спросить: «Почему мне «четыре», а не «пять»?» Интересно, что в элитных школах ученики часто более беззащитны, потому что там известно, что в других школах еще хуже. «Вы знаете, где лежат ваши документы» – стандартная фраза в так называемых «хороших школах».Помимо откровенных оскорблений – постоянные нарушения педагогического этикета. Дикие домашние задания – это бич! Ученики делают домашнюю работу по четыре часа, когда надо не больше двух. Учителя любят задерживать школьников после уроков – это полное неуважение к частной жизни ученика. Любые зачеты должны быть только в учебное время.Ученическое тело неприкосновенно! Учитель не имеет права прикасаться к нему ни с лаской, ни со злым намерением. В Америке, даже если ты на улице погладил ребенка по головке, на тебя могут подать в суд за сексуальное домогательство. У Бернарда Шоу в «Пигмалионе» доктор Хиггинс говорит: «Pupils are sacred», что значит «Ученики – священны».[b]– Как себя должен вести настоящий учитель?[/b]– В школе запрещены любые упреки: «Ты что, с Луны свалился?», «Как ты мог не понять? Я же сто раз говорил!» Учитель не имеет права выражать негативное отношение к ученику. Нельзя при всех делать замечания, только тет-а-тет, это общечеловеческий такт.Когда наши учителя ездили в американские школы, они удивлялись, почему там не вызывают учеников к доске. Спросили об этом американских коллег. «К доске? – искренне удивились те. – Как это? А если ученик не знает? Он ведь попадет в неловкую ситуацию. А если он еще окажется и черный…Да он на меня в суд подаст!» Оказалось, там не спрашивают при всех на оценку. Отметки – дело интимное, поэтому на Западе почти не бывает устных опросов, только письменные работы, тесты, доклады. Ведь устный опрос – это лучший повод поиздеваться. Сколько раз я видела, как учителя открыто смеются над учениками, язвят, думая, что тем тоже весело. Я уверена, что многие приходят работать в школу для удовлетворения своих садистских наклонностей.С другой стороны, наши учителя тоже бесправны. В российских школах не предусмотрено никаких официальных наказаний. В Америке, например, оставляют после уроков в школе и нельзя заниматься своими делами – только делать задания. У нас же нет правил ни для учеников, ни для учителей. Что курить или выпивать в школе нельзя– этого добились, а по поводу внешнего вида ничего нет. Отсюда и проблемы. В школе все должно быть урегулировано: «если опоздал – тебе будет то-то». Это называется жить по закону.[i][b]Школа выживания[/b][/i]Помню, как я попала в обычную среднюю школу в Греции на маленьком острове Калимнос: в коридорах висели детские картинки с цитатами из Декларации прав ребенка. Мне запомнилась фраза: «Ребенок имеет право на любую информацию»…Спасительную информацию нам удалось найти в Общественной детской приемной Министерства образования РФ. Оказывается, по телефону [i](095) 923-12-46 [/i](будни, 10.00-18.00) там даются консультации родителям и детям, у которых возникли проблемы с соблюдением прав в школе.Можно и через Интернет: [i]kids@all.edu.ru[/i]. Сайт детской приемной: [i]http://kids.alledu.ru[/i]. Тут, например, можно найти Конвенцию о правах ребенка.[b]Начальника приемной, Олега Валентиновича СОЛОВЬЕВА[/b], мы спросили, на что чаще всего жалуются школьники.– В первую очередь это некорректное отношение, когда взрослый позволяет себе оскорбительное поведение, обидные выражения по отношению к ребенку. Для детей ведь самое обидное – когда оскорбляют при всем классе. К понятию «унижение человеческого достоинства» относится как физическое, так и психологическое воздействие. Это и если ученика вышвырнули из класса, и если в него бросили линейкой...Классический вариант – нарушение конституционного права на среднее общее образование. Когда, например, школа вводит профильные классы, а общеобразовательные – нет. Чтобы попасть в профильный, надо пройти дополнительное тестирование. И если ребенок туда не проходит, его просят уйти. Это грубое нарушение, потому что в таком случае в школе обязаны создать общеобразовательный класс.[b]– Меня в школе бесило, когда учителя отнимали и читали вслух наши с подружкой записки. Сейчас на уроках проблема с мобильниками…[/b]– На мобильные телефоны в школах надо официально вводить ограничения, как в различных организациях. А просто отбирать нельзя, особенно взрослым у детей. Это насилие. Что касается записок, то читать их вслух – аморально. Учитель должен находить адекватные дисциплинарные меры, которые бы не задевали честь ребенка.[b]– Что делать школьнику, чтобы уберечь свои права?[/b]– Во-первых, требовать, чтобы школьникам разъясняли их права, в школах изучали Конвенцию о правах ребенка, Закон об образовании. Все эти документы должны быть в свободном доступе в школе, наряду с уставом школы, где прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса, включая родителей. Во многих школах есть демократические органы, которые контролируют действие устава: попечительские и общественные советы, советы старшеклассников.[b]– А какие конкретные действия предпринимать, если права нарушены?[/b]– Поскольку самому ребенку добиваться справедливости сложно, то младшему школьнику лучше делать это с родителями. Первый, кто должен помочь, классный руководитель, который официально представляет интересы ребенка в школе. Если он не помог, надо решать вопрос с администрацией школы, привлекать родительский комитет. Если на уровне школы не удалось решить проблему, у каждой школы в окружном управлении образования есть куратор и конфликтная комиссия, где можно оспорить решения школьной администрации. А также можно написать заявление в Комитет образования и даже подавать в суд. В некоторых школах есть уполномоченные по правам ребенка, но пока, увы, только в порядке эксперимента.Остается добавить, что, поскольку школа – это отражение общества, то как школьников научишь, так они по жизни и пойдут: опираясь на закон или размахивая кулаками.