Так "Ванька-Танька" или "Волшебное озеро"?
[b]Начинаем наконец поименно вспоминать благодетелей. Ведь если бы не особы царской крови, великокняжеская семья Романовых, надолго вычеркнутая из истории, музыкальные традиции России, возможно, сложились бы иначе. И она не стала бы страной великих композиторов и уникальных исполнителей, долгое время составлявших, наряду с космическими успехами, единственную полную славу нашей отчизны.[/b]На вечере не только звучала музыка, но и полном параде предстала вся история Общества, созданного в 1859 году. Сейчас трудно представить себе, что до середины XIX века музыка, называемая нами ныне классической, бытовала в России на любительском уровне.Обучение, есть у тебя слух или нет, считалось обязательной частью воспитания в институтах и пансионах. Но музыканты выступали на домашних, в лучшем случае на благотворительных концертах (обычно в залах Дворянского Собрания). Причем считалось, что «приятнее слушать прелестную игру на фортепиано миловидной женщины, чем ловкого мужчины»… Лучшие пианисты играли импровизации на какую-нибудь песню «Ванька-Танька» или популярные арии из западных опер вроде «Дон Жуана» или «Гугенотов».Систематическое образование, систематическая концертная деятельность – все это пришло лишь с появлением Русского Музыкального Общества.Впервые на вечере, который действительно трудно будет забыть, так громко названы имена членов царской семьи, чью память зал благодарно почтил минутой молчания. И первое – великая княгиня Елена Павловна (покровительница РМО с 1859 по 1873 гг.): при ней после Санкт-Петербурга открылись отделения РМО в Москве, Варшаве, Киеве, Харькове, начались приготовления к учреждению консерваторий.Это только сейчас кажется, что, например, Московская консерватория была всегда, во всяком случае, если не со времен Ивана Грозного, то уж Петра-то Первого точно. Но нет: первоначально называлась она полно так: Московская консерватория Императорского Русского Музыкального Общества.Да и вся сеть нынешних русских консерваторий и училищ – продолжение заложенных тогда традиций, созданных очагов музыкальной культуры. При великом князе Константине Николаевиче Романове (президентствовал до 1892 года) по всей России учреждались классы, училища, консерватории, устраивались концерты. Композиторы получали возможность услышать свои произведения. Стали выходить музыкальные журналы, учреждаться пенсии и стипендии нуждающимся музыкантам.Не надо думать, что только государственные средства вкладывались в великое дело. Так, в 1873 году К.Н. внес на строительство Московской консерватории 50 тысяч своих рублей. И настоял на госсодержании заведения – 15 тысяч в год.Его супруга великая княгиня Александра Иосифовна его открыла еще 26 отделений РМО. Прекрасная пианистка и композитор-любительница, она платила стипендии, дарила инструменты, завещала свой самый крупный бриллиант Петербургской консерватории.А с 1911 по 1915 гг. Общество возглавлял великий князь Константин Константинович, известный поэт, подписывавший стихи инициалами К.Р. Его заботами был закончен Большой зал консерватории, каким мы знаем его в нынешнем виде, причем к средствам, испрошенным у Николая Второго, он добавил собственные 75 тысяч.На вечере прозвучало много музыки знакомой – и совершенно неожиданной. Оркестр «Глобалис» под управлением Константина Кримеца эффектно исполнил хиты – будь то фрагмент «Половецких плясок» Бородина или «Славянский марш» Чайковского с темой «Боже, царя храни», роскошный Вальс Глазунова из «Раймонды» или «Волшебное озеро» Лядова.Но были и поистине драгоценные раритеты: сочинения великих княгинь и князей. Так, Александра Иосифовна была представлена грустным, салонно звучащим, но далеко не бездарным «Посвящением» и «Поэмой» (первое исполнение в постреволюционной России), хорошо отражающими веяния того времени.Еще более талантливы сочинения Великого Князя К.К. Романова «Далеко за самым морем», «Тихо летела душа» и «О, не пытайся дух унять мятежный», которые, кажется, тоже впервые нашли своего благодарного слушателя спустя целый век.Но было вовсе не грустно. Константин Кримец умеет и пошутить: «Полет шмеля» Римского-Корсакова закончился тем, что дирижер радостно хлопнул себя по лысине, «убив» надоедливую мошку. Блеснул на вечере и контртенор Олег Рябец, исполнивший «Сирень» Рахманинова (чему тот бы, наверное, несказанно удивился). Прекрасно пел духовные сочинения хор училища при консерватории под управлением Леонида Павлова.Не обошлось и без Иоганна Штрауса, которому стараниями царской семьи была предоставлена возможность провести в России 10 самых плодотворных лет жизни. Писал он, как известно, быстро, часто, с настроением. Так и «Полька в Павловском лесу» (первое исполнение после далекой премьеры) отлично воссоздала атмосферу концертов в Павловске, Стрельне, Петербурге…Зная о тревожном положении наших музыкальных («не очень нужных», как, вероятно, думают наши правители) учебных заведений, о бедственном положении музыкальных школ, систему которых, например, копирует Япония, считая ее лучшей в мире, можно сказать только одно. Культура страны видна по чистоте ее туалетов и по количеству звучащей в ней благородной музыки. Еще немного – и нам уже не догнать стран, где традиция высокого покровительства неосязаемых культурных ценностей не прерывалась никогда.Следующий концерт в рамках юбилейных мероприятий состоится в октябре 2004 года: прозвучит программа «Музыка Иоганна Штрауса в России».