В прокат вышел «Харви Милк» Гаса Ван Сента
«МЕНЯ зовут Харви Милк, и я хочу вас завербовать», – одобрительные аплодисменты всегда сопровождали эту кодовую фразу героя фильма Гаса Ван Сента. Лидера гей-движения Сан-Франциско электорат любил на протяжении всей его недолгой политической жизни, завершившейся выстрелами в упор в ноябре 1978-го в здании муниципалитета. «Харви Милк» – политкорректное кино в стиле ЖЗЛ, о котором режиссер мечтал лет пятнадцать, бесконечно далекая по ментальности от нашего состояния умов картина.Реальное историческое лицо, первый в США политик – открытый представитель сексуальных меньшинств, боровшийся за гражданские права для своих собратьев, Милк для Ван Сента («Мой личный штат Айдахо», «Параноид-парк», «Последние дни») – больше чем герой. Для режиссера (не скрывающего своей нетрадиционной сексуальной ориентации) Харви Милк и брат по крови, и знаковая фигура для истории страны, в которой именно в 70-е годы прошлого века продолжались походы за толерантность во всех смыслах. Завоевания движения хиппи и сексуальной революции все еще не были привиты массам, так сказать, законодательно. И средний клерк, до сорока лет проживавший в Нью-Йорке, Милк увидел свою миссию в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». При определенных ораторских способностях у него это получалось неплохо. 1972-й – переезд в Сан-Франциско, через пару лет – неофициальное звание мэра улицы Кастро, в 1977-м – историческая победа на выборах и избрание в городской совет, через год – пуля от депутата Дэна Уайта и ореол мученика.«Если мою голову продырявит пуля, пусть эта пуля разнесет дверь каждого чулана» – одна из наиболее популярных цитат из речей Харви Милка, не избежавшего посмертной мифологизации. Несколько документальных фильмов, опера, игровой телевизионный фильм, снятый десять лет назад, и, наконец, картина Ван Сента – такова жизнь после смерти гей-иконы Сан-Франциско.Здесь Милка сыграл Шон Пенн, «отобравший» этой работой «Оскар» у Микки Рурка, на которого ставило большинство. Фильм также получил «Оскар» и за «лучший оригинальный сценарий». Но это уже дань политкорректности.Шон Пенн – актер, у которого в принципе не бывает проходных ролей. Просто уровень владения профессией таков, что не позволяет опускаться ниже определенной метки. И он наделяет своего героя той харизмой, которая и давала возможность невзрачному, в общем-то, но амбициозному Милку очаровывать слушателей. Причем разных возрастных категорий.Фрагменты из личной жизни прорисованы почти индифферентно, интимные сцены не вызывают никаких эмоций.Ну встретились, поцелуи, объятия, лежат. Никакой малины, увольте. И для самого Милка его стремительная политическая карьера в какой-то момент отодвинула все остальное. Митинги, дебаты, подготовка платформы и встречи союзников в предвыборном штабе подменили и верного Скотта (Джеймс Франко), однажды сложившего вещички, и невротичного Джека (Диего Луна), вообще закончившего суицидом.Пенн в роли Милка меняется, разумеется, внешне: завитые поначалу волосы, яркие футболки сменяются иными стрижками и костюмами. Отчасти даже пластика становится иной. От хиппаря до чиновника путь извилистым бывает.Но в режиссуре Ван Сента все крайне умиротворенно, почти созерцательно. Нет крутых зигзагов судьбы, кроме того, радикального, в сорок лет принятого решения все поменять.И стилизация под ретро, и умело вмонтированная хроника, даже съемки в реальной фотолавке и квартире, что снимал Милк, – все эти компоненты для Ван Сента важны. Согласно его взгляду, главный герой – упертый и честный малый, пошедший против системы до конца. Хотя ничего экстраординарного его предвыборная программа не несла: ожидаемые законопроекты, учитывающие интересы пожилых, учащихся, проблемы транспорта и даже собачьих фекалий на улицах города, и т. д. Но и поправки к закону об увольнениях учителей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, например. В толпе его сторонников на очередном митинге в поддержку гражданских свобод геев и лесбиянок можно прочитать плакат: «Я преподаю испанский язык, а не гомосексуализм». И сам Милк, вкрадчиво улыбающийся на теледебатах, вопрошает сенатора-антагониста: «Как можно научить гомосексуализму, как французскому, что ли?» Забавно, но в роли этого сенатора-гомофоба выступил актер, являющийся открытым геем. А натурал Шон Пенн органично перевоплотился в Харви Милка. Из актерских удач картины нельзя не отметить Джоша Бролина («Старикам тут не место», «Гангстер», «В долине Эла»), сыгравшего Дэна Уайта. Депутат, примерный семьянин и латентный гомосексуалист в исполнении актера получился не менее выразительным, чем главный герой. Уайтом обуревает зависть к успешному, располагающему к себе Харви Милку. Зависть точит его изнутри и приводит к финальным выстрелам. Вместе с Милком в тот день Уайт расстрелял мэра (Виктор Гарбер), симпатизирующего геям, о котором, впрочем, в картине больше и не вспоминают.На вопрос о том, где же пределы терпимости, картина Гаса Ван Сента не даст ответа.Вот был такой Харви Милк, во многом первопроходец, многое у него получилось. Но какой ценой…