Год равных возможностей заканчивается. Что дальше?
В начале Год равных возможностей казался нам всем скорее лозунгом, чем реальным планом. Неужели за один год можно изменить отношение к проблемам инвалидов, которые копились в столичном мегаполисе десятилетиями? Но уже к осени стало очевидно, что даже самая сложная проблема – адаптация городской среды для инвалидов-колясочников, незрячих, глухих людей и других маломобильных граждан – вполне решаема. Целый год на улицах города понижали бордюрный камень, делали пандусы в переходах и магазинах, оборудовали специальные подъемники и лифты…О том, что удалось Москве за прошедший Год равных возможностей, а к чему нам всем предстоит стремиться в будущем, рассказала [b]депутат МГД, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ирина Великанова.– Ирина Яковлевна, можно ли сказать, что до 2009 года столица вообще не занималась проблемами инвалидов?[/b]– Нет, это было бы несправедливым. Еще в 1997 году Мосгордума приняла Закон «О квотировании рабочих мест в городе Москве», который успешно работает второй десяток лет. Согласно ему столичные работодатели обязываются предоставлять определенное количество рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями.Работодатель, использующий труд инвалидов, получает льготы и преимущество при распределении городских заказов. Если же он не желает по каким-либо причинам брать на работу людей с ограниченными возможностями, то в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях города Москвы на него может быть наложен штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Однако названный мной закон – лишь капля в море нерешенных в этой сфере проблем.Легко подсчитать, что практически каждый десятый житель столицы – инвалид. При этом десятилетиями наш город, впрочем как и другие города бывшего СССР, строился без учета нужд людей с ограниченными возможностями. В результате городская среда оказалась агрессивной по отношению к огромной части населения.В 2001 году Московская городская дума приняла очень важный Закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы». В нем говорится о том, что практически все городские объекты – жилые дома и административные здания, кинотеатры и развлекательные комплексы, торговые центры, подземные и наземные пешеходные переходы и т. д. должны стать удобными для инвалидов (причем не только для колясочников, но и людей с пониженным слухом и зрением). Плюс специальная адаптация тротуаров, переходов, мест парковки, создание условий для беспрепятственного пользования инвалидами общественным транспортом… Особыми статьями были установлены достаточно жесткие меры административной ответственности за неисполнение норм закона.Однако, как всем нам хорошо известно из классики, свирепость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения… Лишь в нынешнем году ситуация стала меняться.[b]– Насколько нам известно, городские власти давно и серьезно работают над проектом закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Успеет ли городская Дума принять его в нынешнем году?[/b]– Этого закона очень ждут десятки тысяч москвичей. Мы действительно очень тщательно работаем над ним: это один из немногих городских законов, который решено принимать в трех чтениях. Здесь нельзя ошибаться: когда речь идет о судьбах детей, цена ошибки может быть слишком велика. Кстати, ни на федеральном, ни на региональном уровне подобного закона никогда не существовало.В последние годы город всерьез пытается создать детям с ограниченными возможностями здоровья адекватную среду для воспитания и обучения. Поэтому значительная часть будущего закона закрепляет уже накопленный в столице опыт: одно дело – рассчитанные на короткий срок программы по социальной адаптации детей-инвалидов или разовые акции, организуемые энтузиастами, совсем другое – Закон города Москвы.Сегодня в столице работают 343 специализированных образовательных учреждения, еще около полутора тысяч детей-инвалидов находятся на дистантной форме обучения. При этом все больше родителей хотят обучать своих детей, нуждающихся в специальном образовании, в общеобразовательных школах.Появился новый термин – «инклюзивное образование», обозначающий совместное обучение здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Уже сейчас более 50 столичных школ работают по системе инклюзивного образования – в следующем учебном году их количество увеличится.Инклюзия – дело непростое как с финансовой, так и с психологической точки зрения. Понятно, что адаптация школьных зданий и учебного оборудования к нуждам инвалидов требует серьезных вложений: ведь нужно учитывать потребности разных категорий инвалидов – и спинальников, и незрячих, и глухих.Что же касается психологического настроя, то к совместному обучению разных по физическому и психическому состоянию ребят должны быть готовы и они сами, и учителя, и родители как больных, так и здоровых детей, и общество в целом. Последнее – самое главное и самое трудное.Инклюзивное образование, без сомнения, перспективный путь. Однако образование детей-инвалидов не может и не должно ограничиваться инклюзией. Никто не вправе заставлять детей-инвалидов посещать обычные школы. Все дети разные, а уж тем более дети с ограниченными возможностями здоровья. У них разные характеры, диагнозы, способности. И задача города – предоставить им равные возможности. Именно поэтому в Москве развиваются различные формы обучения детей-инвалидов: они могут посещать как специализированные учебные заведения, так и обычные общеобразовательные школы, где созданы соответствующие условия.[b]– Какие главные моменты вы бы выделили в новом законе?[/b]– Во-первых, в нем устанавливается порядок организации обучения и воспитания детей-инвалидов не только в специальных образовательных учреждениях или на дому, но и в любом избранном ими образовательном учреждении. Впервые в нормативно-правовом акте закреплено понятие «инклюзивное образование».В документе определены особенности приема в школы детей-инвалидов, их перевода и отчисления; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья; меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами.Понятно, что в сегодняшних кризисных условиях приходится минимизировать расходы бюджета. Поэтому срок введения в действие норм закона, предусматривающих расходы из городской казны на обеспечение инвалидов компьютерной техникой и транспортными средствами на период получения ими образования, предполагается перенести на 1 января 2011 года. С этой же даты будут введены в действие нормы, касающиеся выплат компенсаций родителям на самостоятельное обучение ребенка-инвалида на дому или в негосударственном образовательном учреждении.В закон включена также статья «Переходные положения», в которой говорится о том, что до момента создания необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных учреждениях Москвы такие условия создаются в одном или нескольких учреждениях на территории каждого административного округа столицы.Иными словами, к идеальной организации обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья город будет двигаться поэтапно, проверяя на реалистичность все положения готового к принятию закона. Нельзя, к примеру, записать в нем, что с такого-то числа во всех московских школах появятся лифты, – этого все равно не произойдет. Однако я убеждена: когда закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» «заработает» в полную силу, он позволит если не уравнять, то максимально сблизить возможности доступа здоровых ребят и детей-инвалидов к качественному образованию.[b]– Год равных возможностей скоро закончится. Что дальше?[/b]– Столичные власти разработали и приняли Стратегию повышения качества жизни инвалидов в столице на период до 2020 года: именно к концу следующего десятилетия слова «равные возможности» должны стать правдой. Будем работать.А в заключение я хотела бы сказать вот что: с некоторых пор слово «инвалид» стало все больше и больше вытесняться точной калькой с английского – «человек с ограниченными возможностями здоровья».Дай бог, чтобы когда-нибудь и отношение общества к инвалидам у нас стало таким же, как во всех цивилизованных странах. Мы, депутаты городской Думы, приложим к этому все силы.[b]Что реально изменилось[/b]К середине нынешнего года для инвалидов адаптировано 27% всех городских домов; в сфере здравоохранения их запросам удовлетворяет 37% зданий, в сфере образования – 16%.В последние месяцы москвичи заметили, что большинство наземных переходов в городе оборудовали плавными спусками и специальной разметкой для колясочников.К концу 2009 года уже более чем на 70% московских маршрутах курсировали 1550 низкопольных автобусов и 350 троллейбусов, удобных для людей с ограниченными возможностями. В ближайшее время эти цифры увеличатся еще в полтора раза. Продолжаются работы по адаптации для инвалидов станций метро.Установлены и действуют специальные лифтовые кабины на шести станциях монорельсовой дороги, трех станциях Бутовской линии и трех – Арбатско-Покровской ветки. Сейчас вводятся в эксплуатацию лифтовые кабины на станциях «Строгино», «Кунцевская», «Славянский бульвар». Кроме того, в 6 округах города организовано 22 специальных маршрута, позволяющих маломобильным москвичам без пересадок добираться до социально значимых объектов.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Сегодня в Москве проживают около 1,2 миллиона инвалидов, из них более 230 тысяч – лица трудоспособного возраста, 26 тысяч – дети, почти 955 тысяч – представители старшего поколения.[/i]