В фильме «Ярослав» Валерий Золотухин стал язычником Чурилой

Культура

Народный артист России Валерий Золотухин мне назначил встречу и приехал на интервью на пятнадцать минут раньше, показав организованность и уважение к журналистской братии. Правда, времени выделил очень мало, сославшись на занятость и скорый отъезд на гастроли.[b][i]Любить людей такими, какие они есть[/i]– Валерий Сергеевич, в фильме «Ярослав» вы сыграли роль Чурилы. Расскажите, пожалуйста, что это за роль, о чем фильм?[/b]– Мне понравился сценарий, материал для которого черпался из Летописи. Он о правителе Ярославе Мудром, который основал город Ярославль и боролся с работорговлей русскими людьми. Я с большим интересом прочитал сценарий и дал согласие сниматься в этом кино. Думаю, что фильм будет украшением праздника – премьера картины планируется к тысячелетию старинного города Ярославля.Что касается роли мудреца Чурилы, она хорошая, но не главная. Этот человек не наседает, не поучает, а своим рассуждением разворачивает роль героя и делает из него того, кого мы называем мудрым. У Ярослава, как у воина, одна правда – это сила, то бишь насилие. А Чурила рассуждает: «Вот листики – один с прожилками, другой с пятнами. Или гриб один белый, другой червивый, но от каждого гриба своя польза. Так и люди – все разные. И если хочешь сделать добро людям, надо их любить такими, какие они есть, с их недостатками». И правитель Ярослав в итоге прислушался к этому мудрецу.Мне кажется, что для людей, которые обладают властью, это очень важный принцип – любовь к людям.[b]– А эти качества ценятся сегодня у наших политиков? И как вы думаете, каких качеств им еще не хватает?[/b]– Я далек от политики и не знаю, чего им сегодня не хватает. Одно скажу – время тоталитарных политиков кончилось. И мне это нравится. Как бы это странно ни прозвучало, я большой поклонник Бориса Ельцина. Хотя сегодня и говорят, что у него было слишком много ошибок. Но при этом все почему-то забыли, как мы жили раньше.[b]– Вы считаете, что сейчас мы живем лучше?[/b]– Я не считаю – это очевидно. Конечно, наблюдается зажим демократии. Но хотя бы можно обо всем свободно говорить. Правда, не все слышат ([i]смеется[/i]).Но думаю, что такие мудрецы, как Чурила, всегда существовали и существуют, во всяком случае, сегодня такие люди должны быть возле наших правителей.[b][i]В роли председателя профкома[/i]– Скажите, а в те времена лично у вас были конфликты с властью?[/b]– В те времена? У кого их не было. Я много лет работаю в таком театре, который постоянно находился в конфликте с властью и в оппозиции к ней. И в том, что случилось в стране, во многом виноват Театр на Таганке. Вспомните выступления Солженицына, Любимова. Советскую власть мы ругали. Мы хотели ее разрушить и разрушили. Иначе нельзя было в России построить демократию. А теперь мы, конечно, о многом жалеем, это свойство русского народа.Поэтому позиция Чурилы мне очень близка, она совпадает с моей актерской природой, и характер героя мне очень импонирует. Он немного лукавый, но не от Лукавого, а добродушный с хитринкой.Иван Дурачок – он тоже лукавый, посмотрите, как многого добился ([i]смеется[/i]). Так и Чурила для того чтобы добиться цели, советует ее обойти.Но самое главное качество – это терпение. Вот это качество просто необходимо в жизни. Вот пример: я в Театре на Таганке еще ведь и председатель профсоюзного комитета.Всех приходится мирить, сглаживать острые углы. Одному дали незаслуженный выговор, другого увольняют, мы защищаем, отстаиваем права. Нужно иметь запас терпения, иначе нельзя.[b]– И как вы все успеваете, вас это не утомляет?[/b]– Очень утомляет, отнимает много времени. Конечно, я не один в профкоме. Но я на месте Любимова со своим профкомом тоже бы конфликтовал. В конце концов, за бюджет отвечает он.Если народный артист сидит дома и не работает, потому что его не занимают в спектаклях, это не вина артиста. А мы хотим, чтобы он работал, но где взять столько ролей? Проблем очень много. Театр, в конце концов, не богадельня, но со всеми надо поступать по совести.Вот недавно прочитал: «Марк Захаров вернул Николаю Караченцову ставку». А зачем вы ее отбирали? Ленком получает огромные дотации, сдают площади коммерческим структурам. И зарплату артистам платит государство, а не Захаров. Слава богу, что вернули, но зачем было отбирать[b]– Валерий Сергеевич, вы художественный руководитель молодежного алтайского театра. Что сейчас с ним происходит?[/b]– Алтайская общественность обратилась с просьбой к Владимиру Путину о помощи в строительстве и реконструкции театра. Это старое разрушенное здание, бывший клуб культуры комбината, где я когда-то участвовал в смотрах самодеятельности. Здание пришло в негодность, работать там практически невозможно. А это старейший театр России с устоявшимся репертуаром. Уже восемь лет мы с отчаянием просим о помощи.Лидия Ивановна Шукшина поддерживает нас и всячески помогает. И вот губернатор Алтайского края обратил на нас внимание и пообещал, что в сентябре 2010 года у нас будет новое здание. Его распоряжение было принято на законодательном собрании, и он лично мне пообещал, что мой семидесятилетний юбилей в 2011 году мы отметим в новом театре. Что ж, посмотрим ([i]смеется[/i]). Но вообще-то губернатор высокого мнения о нашем репертуаре и о деятельности театра в целом. Потом, у меня там два театральных курса.[b]– Ребята талантливые?[/b]– Не то слово. Мы набрали очень талантливых и способных ребят. Даже один студент со второго курса рванул в Москву и поступил сам в ГИТИС.Я никому не звонил и ни о чем просил. И просить не собираюсь. Он сам доказал свой талант. Может, в будущем будем гордиться алтайским артистом. Вот далеко ходить не надо: фильм «Ярослав» снял наш алтайский парень режиссер Дмитрий Коробкин. Редко сейчас встретишь такого молодого режиссера, который точно видит сцену, не путается. Я приезжал работать уже в готовую картину. Для меня это было открытием в нынешнем кинематографе.[b][i]Мы были крепостными…[/i]– А мне кажется, что сегодня практически невозможно пробиться из глубинки в большое кино или на сцену в столице.[/b]– Чепуха это полная. Такие таланты, как Василий Шукшин, мой земляк, или как Володя Высоцкий, появляются редко. Но на то он и Шукшин, чтобы его заметили. Талантливого человека невозможно не заметить! Я себя часто спрашиваю: «Как это было возможно? Окончив школу, в семнадцать лет собрать деревянный чемодан и отправиться в Москву! В Москву! Поступать в театральный институт!» У меня, к сожалению или к счастью, простая история. И она очень смешная. Я ее описал в своем рассказе.К нам в город приехал цирк на колесах. И я сыграл там подсадку. И когда в мою единственную кепку на глазах у всей почтенной публики били яйца, я так переживал за кепку (кепку, конечно, подменили) и рыдал такими крокодиловыми слезами, что сам от себя этого не ожидал. После представления клоун по фамилии Полозов сказал: «Молодой человек, если вы не станете драматическим артистом, вы совершите преступление». Он пошел в райисполком просить, чтобы мне по окончании школы выдали паспорт. А мы тогда были крепостными, нам не давали паспортов. И я так схватил этот паспорт, что даже не посмотрел на дату рождения, до того боялся, что мне его не дадут. Поехал в Москву и стал актером театра и кино. Вот такая история.[b]– Валерий Сергеевич, последний вопрос, вы по-прежнему много снимаетесь в кино, какого кино нам сегодня не хватает?[/b]– Нам сейчас не хватает сильного патриотического кинематографа. Вот смотришь на американское кино и завидуешь, как они свою державу прославляют.У нас, например, есть армия. И в ней надо служить. И надо сделать так, чтобы в ней было почетно служить. И это во многом зависит от кинематографистов.Вот, например, фильм «Ярослав». Патриотическое кино, несмотря на то, что оно снято по заказу. Композитор Глинка по заказу написал «Смерть за царя». Пушкин по просьбе царя написал стихотворение «Клеветникам России». Разве это плохие произведения?

Google newsYandex newsYandex dzen