Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Какое время на дворе, таков мессия

Развлечения
Какое время на дворе, таков мессия

[b]Поэт и гитарист Дмитрий Макляков – поэту и гитаристу Владимиру Высоцкому.[/b][i]«Гремите, оркестры.Козыри - крести.Высоцкий воскресе.Воистину воскресе!»Андрей Вознесенский.[/i][b]«Реквием оптимистический по Владимиру Высоцкому, поэту и гитаристу», 1971 год[/b]Помнит ли кто сейчас, что в конце 1970 года, почти за 10 лет до своего ухода от нас, врачи буквально вытащили с того света Владимира Семёновича Высоцкого. Была констатирована клиническая смерть. Была реанимация.[i]«А в Склифосовке филиалЕвангелья.И Воскрешающий сказал:"Закрыть едальники!"[/i]Но я-то помню ещё больше! То, например, что в первоначальной версии стихотворения автору пришлось зашифровать героя. Называлось это тогда «Реквием оптимистический по Владимиру Семёнову, поэту и гитаристу», а финальные строчки звучали так: «Володька воскресе. Воистину воскресе!» Чтобы никто не догадался.Мы догадались. Потому что уже в те годы наш дворовый «Айдес» надрывался его песнями практически каждый день – с раннего до позднего вечера, с перерывами разве что на склеивание очередного обрыва плёнки, для чего применялась уксусная эссенция, противно выбеливавшая пальцы. Под Высоцкого пили чай и что покрепче. Под Высоцкого играли в лото и в нарды. Высоцким, что греха таить, называли, ничтоже сумняшеся, подчас и совсем не его песни. Ему мы тогда наивно присваивали и кое-что из Галича, Клячкина, Визбора – разобрались много позже.Легенды о Высоцком, как и его записи (по сути, звучащий самиздат), передавались из уст в уста. Даёт «подпольные концерты»? Но никто из нас на них не присутствовал. Воевал? Да вроде не по летам. Сидел? Да кто ж не сидел… Вот и эта легенда: недавно чуть не помер – то ли с перепою, то ли с чего-то ещё. Я услышал её на той же книжной толкучке, где и купил сборник Вознесенского с «Реквиемом оптимистическим», навсегда впечатавшим в наше сознание грустную формулу: «Какое время на дворе, таков мессия». И, обнаружив в книжке это стихотворение, кое-что уразумел. Потому что Высоцкий уже в то время был частью меня, 17-летнего.Он и остался частью меня, хотя прошло уже много-много лет с того поистине драматического (будто ампутировали часть сердца) момента, когда я сидел один дома у радиоприёмника, и слушал хрипы (да, хрипы! – глушили ведь) «Голоса Америки»: «Сегодня в Москве скончался Владимир Высоцкий».Именно поэтому с нескрываемым раздражением я всегда воспринимал любую попытку – чью-то личную или коллективно-концертную – исполнять песни Высоцкого: они, в моём представлении сопоставимы только с самим Высоцким. И уж тем более не с полудурочным московским шансонщиком, сподобившимся выставить в Интернет процесс зачатия собственного ребёнка. Да это просто оскорбительно!Вот ведь какая длинная получилась преамбула.Мне сказали: Дима Макляков хорошо поёт Высоцкого. Я не поверил.Я прочитал в сети: у харьковского барда Дмитрия Маклякова есть моноспектакль «Владимир Высоцкий. Жизнь без сна». Принял к сведению. Решил: композиция из песен, «концерт по заявкам»… сколько таких было! Это ведь раньше имя Высоцкого отечественная богема произносила либо с опаской (лучше не обнаруживать такие свои симпатии), либо с пренебрежением (а это, прямо говорю, упрёк его ближайшим друзьям-поэтам, чей панибратский снобизм – «Песни хорошие, но ты, Володь, только к поэтам себя не причисляй» - немало ранил Поэта). Нынче же по два раза в году все охотно «празднуют юбилеи» его двух дат на надгробии.Но бывает, оказывается, и такое. Совсем незадолго до смерти Высоцкого далеко от Москвы родился новый поэт. Он с такой же болью чувствует судьбу страны (хоть теперь для него, харьковчанина, это уже разные страны) и судьбы людей в ней. Он очень сегодняшний – пронзительно мудрый и трепетно нежный – в своих собственных песнях, о которых здесь же я не так давно писал (www.vm.ru/article.php?aid=89653). А с Высоцким совпадает на, наверное, некоем духовно-генетическим уровне. Может, потому что любит? Может, потому что талантлив? Да и в реалиях времени – того, «высоцкого» и этого, «макляковского» - увы, всё больше общего, всё больше аналогий.На самом деле, Дима написал пьесу о Высоцком 6 лет назад. Это пьеса-монолог. Опыт драматического действа у Маклякова есть: когда-то создал в Харькове молодёжную студию «Колесо». Есть и вкус к актёрству – перевоплощению в героев своего героя. Почему «Жизнь без сна»? Да потому, что все мы живём в бескрайней психбольнице, где говорящие головы вещают нам с телеэкранов и с прочих «носителей информации» о виртуальных событиях в виртуальной трактовке, не имеющих ничего общего с нами лично, с нашим личным миром, а «врачи», неважно в белых ли они халатах или в деловых костюмах, повседневно претендуют на нас, наши тела и души. Ведь мы для них – кто угодно: электорат, трудящиеся, респонденты, члены чего-то там и куда-то там, только не мы как таковые – не личности. Так что не спи, художник! Неровён час, вколют тебе что-то этакое, от чего… да-да, развивается импотенция, и не только физиологическая.Герои спектакля, они же герои Высоцкого – и вор-рецидивист, и солдат, и поэт, и ещё многие, кто вполне опознаваем нами в толпе… в толпах – пусть из 60-70-х, пусть из нынешнего времени. Они изменились, но не настолько, чтобы стать чужими нам. Тем более, что голос Димы в песнях Поэта, - тоже родной, узнаваемый. Нет, не деланной «хрипотцой», а невыразимой интонацией Любви, Страдания, Сострадания.Я часто задумывался: выживи Высоцкий тогда, в страшный олимпийский 1980-й, и доживи до наших дней, что бы он делал сейчас? Каким бы был? Играл бы в театре Тень отца Гамлета? «Светился» бы в программе «Песни со звёздами»? Заседал бы в Общественной палате? Принимал бы из великодержавных рук высокие награды?Нет, нет и ещё раз нет! В этом убедил меня спектакль Дмитрия Маклякова, прошедший в минувшую пятницу в московском клубе «Ёрш». Высоцкий не умел и не сумел бы кривить душой, приспосабливаться.Мне кажется, таков и Дима Макляков, человек с большим творческим потенциалом. Сейчас его время. Хорошо это или плохо? Времена не выбирают.[b]Послесловие.[/b] Если у истории есть преамбула, то допустимо и послесловие. Его могло бы не быть, не посмотри я вчера вечером - с чувством глубокого омерзения - по вездесущему нашему Первому каналу программу, посвященную дню рождения Владимира Высоцкого. Ладно бы ещё, как это в последние десятилетия и бывало, бесчисленные эстрадные и театральные "звёзды", за малым исключением, прямо скажем, бездарно пели песни Володи. Но у дежурного сего концерта были и ведущие! Когдатошний коллега по театру, с коим (по его же собственному признанию, сделанному, помнится, довольно скоро после смерти поэта, когда чувство стыда у окружавших его людей ещё не зарубцевалось) у Высоцкого никогда не было взаимной приязни, а скорее - отношения ревностного соперничества за роли и уж точно никакой душевной теплоты, с лучезарной улыбкой вёл парный конферанс со своей давно узаконенной любовницей. Мужские репризы конферанса сводились, главным образом, к тому, что "... а вот ещё мы с Володей, помнится", дамские же - просто к банально кокетливому заполнению пауз. Венцом же "воспоминаний современников" стал подсевший за столик ведущих наш матёрый режиссёрище (надо ли называть имя - он у нас такой один), который, расцветив усы улыбкой молодящегося бонвивана, возвестил о том, что "мы, конечно, с Высоцким по-соседски дружили, особенно когда он звал к себе, а там уже все было налито". "Господа, вы - звери!" - восклицала когда-то в отчаянии героиня, возможно, лучшего из увы, очень давних достойных фильмов сего режиссёрища. Времена пришли иные, и я могу, подхватив её печаль, ещё более горестно сказать: господа, вы - пошляки! Пошляки и вруны! Ни с кем из вас и иже с вами не был Высоцкий в друзьях. Он вообще был очень избирателен в дружбе. Сближался лишь с чистыми душой людьми (с той же Таганки актёром Иваном Бортником, мхатовцем Всеволодом Абдуловым, золотодобытчиком Вадимом Тумановым, скульптором Михаилом Шемякиным, поэтом и старателем Игорем Кохановским), остальных же, при всей внешней его открытости, сторонился, чурался.То, что происходит нынче дважды в году - 25 января и 25 июля, когда страна, когда это самое государство, которое гробило поэта при его жизни, теперь "чтит его память" (только не надо мне о том, что это, де, совсем другое государство, - то же самое, пусть не по названию, зато по содержанию), - это всего лишь беззастенчиво спекулятивный бизнес на имени поэта, на его неумершем и неумрущем таланте, на людской любви к нему.Удивительное дело, но всё это когда ещё предвидел другой из друзей-поэтов Володи - Евгений Евтушенко, много лет назад своё заключивший стихотворение "Киоск звукозаписи. Памяти В. Высоцкого" словами:"Жизнь кончилась. И началась распродажа"....Спасибо тебе, Дима Макляков, что ко всему этому ты не имеешь никакого отношения. Константин ИСААКОВ[b]КСТАТИ[/b][i]Ближайший концерт Дмитрия Маклякова в Москве - 29 января, в 18.00 в Музее Булгакова, в "нехорошей квартире" № 50 (не путать с "Булгаковским Домом" в соседнем подъезде).Адрес: ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 50, 6-й подъезд, 4-й этаж; проезд: ст. м. "Маяковская".Вход свободный.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.