Построить новое в России мало, сберечь гораздо труднее

Нынешняя зима выдалась беспокойной для коммунальных служб. Аварии, отключения, даже уголовные дела – кто бы мог подумать, что жилищно-коммунальные новости будут похожи на сводки из «горячей точки».Причем в зоне бедствия оказываются самые разные города и объекты по всей стране: Владимир, Волгоград, Забайкалье, даже московский музей «Царицыно»…Скандал разразился на заседании правительства Москвы. Глава городского Департамента культуры Сергей Худяков пожаловался, что в двух корпусах Царицынской усадьбы – Хлебном доме и оранжерейном комплексе – «по необъяснимым причинам» мокнут полы и стены. В результате начинает страдать конструкция самих зданий: дескать, уже и арматура кое-где торчит. По мнению Худякова, в происходящем виноваты строители, точнее – их некачественная работа. Естественно, после такого заявления в «Царицыне» появилась масштабная делегация: приехали представители всех городских служб, которые имеют отношение к строительству и эксплуатации зданий. Однако выводы, к которым пришла комиссия, были совершенно иными.Как выяснилось, информация о разрушениях преувеличена. Так, никаких усадок, трещин и тем паче торчащей арматуры в Царицыне не оказалось. А вот стены действительно были мокрыми. Почему? Ведь усадьба сдана всего три года назад. По словам главы Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко, проблемы в «Царицыне» появились недавно, после того как «системы жизнеобеспечения» комплекса были переданы из ведения города новым эксплуатирующим организациям. Отношение управляющих к хозяйству усадьбы легко понять на простом примере. Между Большим дворцом и Хлебным домом есть галерея, под которой находится большое подземное пространство. «Галерея – это историческое здание, которое нельзя трогать, поэтому там невозможно было сделать гидроизоляцию. Вокруг располагаются два газона, которые работают как губка – собирают воду. А сама галерея выступает как плотина, – рассказывает Александр Левченко. – Сейчас на газонах лежит снег, хотя хорошо известно, что его там надо убирать. И когда мы занимались эксплуатацией, то внимательно следили за этим».Казалось бы, что может быть проще – вовремя убрать снег, особенно когда за это платят деньги? Причем деньги немалые. По данным Московской фондовой биржи, на чьей площадке проводился тендер, очистка зданий «Царицына» от снега и наледи в 2009–2010 годах стоит бюджету 3,2 млн рублей, погрузка и вывоз снега – 8,4 млн рублей. Право сбивать в усадьбе сосульки по итогам торгов выиграло некое ООО «Клинта», а вывозить снег – ЗАО «Строительное управление лесопаркового хозяйства». Заказчиком этих работ выступает Департамент культуры города Москвы – тот самый, от лица которого выступал с обличительной речью Сергей Худяков.Но это частный случай, за которым скрываются системные недоделки и недосмотр.Так, по словам Александра Левченко, в «Царицыне» налицо неграмотная эксплуатация подземного пространства: «После 2006 года, когда мы сдали комплекс в эксплуатацию, в течение двух лет не было никаких проблем. Это был своеобразный гарантийный период, когда мы следили за работой всех систем. А потом по конкурсу была нанята другая эксплуатирующая организация, в которой, по всей видимости, нет достаточного количества специалистов.Пока по итогам царицынского скандала наказаны контролирующие инстанции и руководство парка. «Это не вопросы уровня заседания городского правительства, это возмутительно, – заявил мэр Москвы Юрий Лужков. – Префекту объявляю выговор, а директору парка – строгий выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии». А решать проблемы, как обычно, выпало строителям. Сейчас они готовят проект дренажной системы, которая поможет отводить лишнюю влагу, в том числе со злополучных газонов. Все это будет готово до 10 мая. Однако и новую дренажную систему тоже предстоит грамотно эксплуатировать. В противном случае через год газоны будут снова залиты водой, а в подвалах «Царицына» будет расти плесень.Нынче стали расхожими разговоры о модернизации, только под этим обычно подразумевается строительство дорог, научно-технических парков, мировых финансовых центров… И, к сожалению, слишком мало говорится о том, кто и как будет всем этим управлять. Имеет ли смысл ломать все старое и заменять новым в отсутствие таких элементарных понятий, как ответственность и бережливость?