Путь минтая во льдах Китая
ВЫ КОГДА-НИБУДЬ пробовали карпозубика? Нет конечно, и отведать вам его не удастся никогда. Менее 40 особей бороздят просторы Дьявольской Дыры – известняковой пещеры, располагающейся в американском штате Невада, в Долине Смерти. И синего тунца – «мастодонта» весом 320 кило вы не попробуете, потому как его уже давно съели.Пойманная японскими рыбаками 18 лет назад, рыбина была продана за 83 тысячи долларов. А повара сотворили из нее 2400 порций суши.Ну и что из этого? В морях, омывающих Россию, в ее реках и озерах водится до 3 тысяч видов рыбы.Продукт, правда, уж больно специфический: за редким исключением не переносит, понимаешь, свежего воздуха. Эту рыбку бы взять и скушать «с моря, с жару» или, поймав, тут же, на судне, и заморозить. Вот тебе и качество, и сохранность. Так и делают норвежцы, японцы, шведы и т. п. А мы что – лысые? Нет, однако, новых сейнеров и траулеров у нас последние 19 лет не строили.Отстали мы, пора нагонять, чем и занимается нынче Росрыболовство, причем занимается активно. Потому как душа требует «свежатинки», а не китайских замороженных «деликатесов».По словам руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего, в 2009 году каждая российская «душа» уплела 19,1 килограмма рыбы. Напомним, в 2008 году этот показатель немного превышал 14 килограммов. «Фосфор на лицо», и это безусловное благо. В прошлом кризисном году отечественные рыбаки выловили 3,8 миллиона тонн рыбы – на 500 тысяч тонн больше, нежели в 2008-м! Кажется, уже сейчас прилавки московских супермаркетов должны бы ломиться от «нашенской», а не импортной рыбы, причем охлажденной, как принято в европах, а не мороженой. А они не ломятся. Почему? Потому что промышленное рыболовство и переработка – мощный бизнес. Бизнес идет туда, где сможет больше заработать, где созданы условия для получения прибыли.Между тем 80 процентов отечественных рыболовецких судов были построены 20–30 лет назад. Они морально устарели. А что это значит? Потребление топлива выше, нежели у иностранных конкурентов, способы лова, что называется, на уровне прошлого века.Отечественный траулер способен заморозить в среднем 50 тонн рыбы в сутки, а современный «норвежец» – 500 как минимум. Все это приводит к тому, что себестоимость производства у наших рыбаков на четверть выше, нежели у «импортных» коллег. В настоящее время, сообщает Андрей Крайний, в России инициируется масштабная работа по созданию нового рыболовецкого флота. Это очень недешево, и за год-два современный флот у нас не появится. А вот через 5–7 лет, пожалуй. Строительство траулеров и сейнеров будет патронировать государственная Объединенная судостроительная корпорация с использованием как российских, так и норвежских проектов.А пока… Вы покупаете мороженую рыбу или охлажденную? Ага, доходы не слишком великие, замороженный минтай или окунь, или хек, или… в общем рыба в 2–3 раза дешевле. Если верить ценникам – дешевле. А если спросить собственный желудок? А если поверить своим глазам? Сколько раз мы с вами приобретали, к примеру, 800-граммовую упаковку минтая, сделанного в Китае, а потом, разморозив оную, «выдаивали» из нее до 400 граммов водички.Это не рыба, это воспоминание об оной. Кроме того, хорошо известно: минтай водится в основном в холодных водах российских морей – Беринговом, Баренцевом, Охотском. Эту пятнистую рыбку семейства тресковых с тремя спинными плавниками, усиком на подбородке и большими печальными глазами китайцы не ловят.Они вообще свою рыбу не экспортируют: их, китайцев, видите ли, много – им самим мало.[b]Не замай рыбку[/b]Почему же наш минтай оказывается на прилавках отечественных магазинов с пометкой «Сделано в Китае»? И почему это не рыба, а замороженный рыбный бульон без специй? Потому что российские рыбаки предпочитают продавать минтай китайцам.Тамошним рыбакам государство предоставляет солидные дотации, китайские импортеры платят тотчас, наши же оптовики с оплатой тянут.Во-первых. Во-вторых, российские ретейлеры предпочитают рыбу, изготовленную в Китае, своей собственной, переработанной на отечественных комбинатах. Поскольку китайцы продают свой товар по смехотворным ценам. Дешевле, нежели они покупают у наших рыбаков неразделанную рыбу. Как так? Да очень просто, и ни для кого это не секрет. В китайской провинции Далянь построены целые рыбоперерабатывающие города: гигантские комбинаты работают круглосуточно. Они выполняют заказы и россиян, и европейцев. Только в Европе никто не станет кушать замороженную сверх всякой меры рыбеху. А у нас действует ГОСТ, согласно которому российским производителям запрещено намораживать на рыбу свыше 4 процентов льда.Хорошо? Еще бы. Но для иностранных поставщиков никаких запретов до сих пор не существовало. Что делают хитроумные китайцы? Они накачивают филе химией – фосфатами (солями и эфирами фосфорных кислот) – сверх всякой меры. Фосфаты задерживают воду. Раз, и рыба стала на четверть тяжелее. А теперь нужно заморозить. Раз, и бедный минтай покрывается толстенным слоем льда. В этом бессовестным образом заглазированном продукте содержится до 35–40 процентов воды. Вот вам и весь фокус с ценой. Но не наши ли оптовики заказывают такой товар рачительным китайцам? Недавно Роспотребнадзор выпустил новые СанПиНы (санитарные правила и нормы) для морепродуктов. Нам интересно в связи с этим вот что. Теперь вес льда – ледяной глазури – в импортном продукте не должен превышать 5 процентов веса рыбы. «Свезло» и креветкам: 6 процентов льда – и ни процентом больше. Но правила ведь можно и обойти. А потому Роспотребнадзор приказал производителям указывать на упаковке чистый вес рыбки – без учета льда. И наступит эта рыбная благодать с 1 октября 2010 года. Наедимся… кажется.Да вот только проверять бизнес представителям Роспотребнадзора разрешено раз в три года. Побожился Ван Цзу-сон или оптовик Вася Иванов: это рыбка, льда нетути. И… конечно, можно написать жалобу в Роспотребнадзор, чиновники отреагируют. Но часто ли мы решаемся побороться с «потребобманщиками»?[b]И здесь модернизация[/b]А все-таки самый действенный способ насытить качественной рыбой отечественные магазины – тотальная модернизация отрасли. Сколько можно кормить иностранных рабочих и предпринимателей, игнорируя собственных? Сырьевой крен в экономике губителен. Продавать сырую нефть, необработанную древесину, неразделанную рыбу – удел слаборазвитых стран. Организация современной береговой инфраструктуры – строительство новейших рыбоперерабатывающих комплексов, холодильников, рефрижераторных вагонов, рыбных рынков в крупных городах страны – позволит привлечь на российские берега уловы отечественных рыбаков.Это, повторимся, очень серьезные и дорогостоящие программы, естественно, потребуются крупные инвестиции. Но государство в лице Росрыболовства, судя по всему, готово возглавить этот марш-бросок в светлое рыбное будущее. Во всяком случае, Андрей Крайний заявляет: «Согласно продовольственной доктрине России, к 2020 году доля отечественной рыбы на российском рынке должна составлять 80 процентов. Если отрасль будет развиваться как сегодня, этой цели Росрыболовство добьется к 2015 году».