И жить торопится, и чувствовать спешит…
[b]«О, я хочу безумно жить: все сущее увековечить…» — так писал Александр Блок в 1914 году, незадолго до этого создавший пьесу «Песня Судьбы». На спектакль, поставленный по мотивам этой драмы, и пригласил наших читателей Московский историко-этнографический театр.[/b]Надо заметить, что пьеса эта была не в чести у режиссеров. Поэт лично обращался к Станиславскому, пытаясь его заинтересовать этим произведением, но получил отказ. Это настолько больно ранило поэта, что на просьбу Мейерхольда отдать пьесу ему, Блок ответил отрицательно. Видимо, поэтому «Песня Судьбы» залежалась в театральных архивах и в Москве она не ставилась.— Почему вы отважились на эту работу?На этот вопрос художественный руководитель театра Михаил Мизюков ответил так:— Я увидел в пьесе рассказ об истинной трагедии человека в период исторических катаклизмов, сходных с нашим временем. В произведении есть простор для народных обрядов, основы нашего театра. Мои прогулки в Шахматово подсказали и сценическое решение драмы.Спектакль начинается обрядовой сценой отпевания больного человека; с помощью таинственных манипуляций его возвращают к жизни. Герман просыпается, не ведая, что подвергся ритуалу жертвенных действ, произведенных народными целителями, которые вернули ему стремление к свету, желание жить и любить. Однако неясное влечение куда-то вдаль в конце концов приводит Германа к странствиям по свету.Основным побудительным мотивом его жизни является любовь.Влечение настолько сильно, что Германа бросает из крайности в крайность. Как подметил наш подписчик — Станислав Анатольевич Марков, «за образом Германа стоит сам Блок с его жаждой истинной любви. Пьеса как бы предвосхищает появление его циклов «Ослепший в ночи», «Страшный мир».Мнение Станислава Маркова разделяет и социолог Нелли Ивановна Болотникова. Она акцентирует внимание на том, что «Блок в этой пьесе как бы обобщает свои устремления к истинным чувствам, и образ Фаины в пьесе — это не только Фаина Дельма, которой он увлекался, но и обобщенный символ женщины-матери, женщины-возлюбленной, образ Родины, образ России. Здесь все переплетено настолько, что спектакль воспринимается как притча. Очень украшают пьесу народные сцены, пение, обрядовые действа. Михаилу Мизюкову удалось передать дух России начала ХХ века».Два читателя нашей газеты — курсанты Московского объединенного морскогокорпуса имени Героев Севастополя Павел Попов и Евгений Лиходеев считают, что Герман — главный герой спектакля, поступил неверно, покинув прекрасную жену ради сомнительной любви Фаины. «Мы не большие знатоки Блока, но спектакль нам понравился, в нем много моментов для раздумий, он будит желание взять и перечитать произведения поэта».Впервые спектакль увидела и большая группа сотрудники музея А. А. Блока в Шахматове. Они остались довольны постановкой.Скромное оформление спектакля (сценография А. Дегтярева и М. Мизюкова), хоровые сцены (главный хормейстер В. Абаньшин), игра и пение артистов театра – все это органично дополняет и даже раскрывает неповторимый мир блоковской поэзии. Так считают многие подписчики «Вечерки», побывавшие на этом спектакле.