Лоуренс Оливье играл стахановца
[b]Впервые фестиваль архивного кино «Белые Столбы-2002» открывался не отреставрированным раритетом прошлых лет, а самой свежей лентой – фильмом Сергея Овчарова «Сказ про Федота-стрельца».[/b]Киноведы и кинокритики, собравшиеся в уютном фестивальном центре Госфильмофонда России, стали первыми зрителями вольной экранизации сказки Леонида Филатова. Сам Филатов, несмотря на недомогание, приехал на просмотр, но очень скоро покинул зал – возможно, из-за плохого самочувствия, возможно, из-за плохой проекции (по техническим причинам текст в полной мере невозможно было понять). А может, ему просто не понравился фильм, как, кстати, и большинству зрителей ([i]«ВМ» на днях опубликовала рецензию на картину[/i]).На следующий день главным человеком на фестивале стал питерский режиссер Алексей Балабанов – он привез смонтированный материал своей картины «Река», которая никогда не будет выпущена в прокат: исполнительница главной роли – якутская актриса Туяра Свинобоева трагически погибла на съемках. Фильм закрыли. Балабанов показал то, что группа успела снять, сопроводив материал своими комментариями. Но даже в незавершенном виде «Река», рассказывающая о трудной жизни поселка для прокаженных, производит очень сильное впечатление. Возможно, продюсер Сергей Сельянов решит показывать ее хотя бы на фестивалях. Жаль, если ленту никто больше не увидит.Фестиваль Госфильмофонда России всегда старается чем-то удивить своих гостей. На этот раз мы удивились картине Григория Александрова «Одна семья», снятой режиссером в 1943 году на Бакинской киностудии. В массовом прокате лента никогда не была, поскольку по распоряжению Главреперткома ее запретили к показу, настолько слабой оказалась она в художественном отношении.«Кончился голливудский блокнот» – столь убийственную характеристику дал картине Сергей Эйзенштейн. И даже Любовь Орлова – любимица вождя, сыгравшая молодую героиню, — не смогла «вытянуть» провальный фильм. Еще одна несостоявшаяся премьера – фильм Бориса Барнета «Новгородцы» («Свой парень»), снятый в 1942 году. Одну из первых отечественных лент, рассказывающих о борьбе с фашистскими оккупантами, тоже запретили к показу. Но не только из-за ее художественной слабости. Герой ленты – французский летчик, выполняющий важное задание советского командования в тылу врага. Это уж ни в какие ворота не лезет! Хорошо, что на судьбе режиссера сей факт не отразился – в 1947 году Барнет снял знаменитый «Подвиг разведчика». И фраза «Здесь продается славянский шкаф?» прочно вошла в обиход советского народа.Любопытной оказалась программа «Китай близко?», в которую вошли документальные и художественные ленты 50–70-х годов, снятые не только на родине Великого кормчего, но и в других странах. Как вам сэр Лоуренс Оливье в роли нашего инженера-стахановца, приехавшего в Лондон накануне войны, чтобы изготовить придуманный им корабельный винт («Полдурай»)? 100-летия знаменитых кинематографистов Эраста Гарина, Лени Рифентшаль, Чезаре Дзаваттини и других были отмечены показом малоизвестных, а то и вовсе неизвестных фильмов. В картине «Шли солдаты…» Леонида Трауберга любопытны первое появление на экране совсем юной Татьяны Дорониной и яркий эпизод Галины Волчек. А до чего же обаятелен молодой Олег Ефремов в роли анархиста Сеньки! Фестиваль в Белых Столбах в последнее время привлекает все более серьезное внимание кинематографистов. В этом году здесь «засветились» Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, Александр Атанесян, Марлен Хуциев, Владимир Хотиненко, Евгений Матвеев, Николай Бурляев, Али Хамраев, Марк Рудинштейн, Инна Макарова и другие. А гостей здесь всегда умели встречать – душевно, подомашнему. И баньку истопят, и на «тропе любви» не иссякает отменный первач с закуской, и плюшки с пирогами всегда готовы, и слово доброе скажут. А главное – кино хорошее показывают.[b]Белые Столбы–Москва[/b]