Плачущие шедевры
ПОКА зрители и участники мастер-класса по изготовлению ледяных скульптур томились в ожидании начала мероприятия, рабочие выкладывали на столы инструменты: японские стамески разного калибра и две электропилы. Дело происходило на ВВЦ, на территории Фестиваля песчаных скульптур.Ледовые мастера – Лиза и Раиль – набирали в свои команды добровольцев. Попробовать силы в изготовлении ледяного шедевра мог любой желающий.Чтобы скульптуры не растаяли при +40°С раньше времени, организаторы отвели на их создание строго по 45 минут. Не попавшие в команду добровольцы стали членами жюри, задачей которого было определить победителя.[b]Каменщикам труднее[/b]Как только появились две глыбы льда, в метр высотой каждая, скульпторы приступили к работе. Мастер Елизавета Петрова – бутафор на телестудии, ее обычная работа – фигуры из пенопласта. Периодически Лизу приглашают на специализированные фестивали – делать скульптуры изо льда и песка.Говорят, что легче всего на лед перейти скульпторам, работающим с деревом. Алгоритм работы такой же.А вот профессиональным каменщикам, то есть мастерам, создающим скульптуры из камня, при работе со льдом придется попотеть. Слишком уж хрупкой оказывается замерзшая вода для таких мастеров – не всегда удается рассчитать свои силы.[b]Пьеро и лебедь[/b]По словам Елизаветы Петровой, после работы с пенопластом на лед и песок перейти было проще простого. На ВВЦ команда мастера Лизы решает взяться за создание Пьеро.– Это должно очень красиво смотреться, – соглашается с командой Елизавета. – Талая вода, стекающая с фигурки Пьеро, будет ассоциироваться со слезами печального героя.Лиза берется за электропилу и неглубокими надрезами выпиливает эскиз будущей скульптуры на одной из поверхностей ледяного параллелепипеда.Команда Раиля делает лебедя. Участник многочисленных международных фестивалей песчаных и ледяных скульптур, мастер Раиль Шайгов работает по-другому.Пилой он сразу как бы отбрасывает все лишнее. После подготовительной работы обрабатывать скульптуру надо уже специальными стамесками. Тут-то и начинается, собственно, мастер-класс.Помощники из добровольцев берут в руки инструменты и под чутким руководством Раиля начинают «сглаживать» углы.– Работать надо крайне аккуратно, – объясняет мне один из организаторов этой затеи. – Лед в жару становится очень хрупким, а отрезанную случайно часть назад уже не приделаешь.Раиль утверждает, что выпиливать ледяные скульптуры вовсе не сложно.– Я, например, на скульптора специально нигде не учился, – говорит он. – Просто надо чувствовать объем, представлять в голове будущую фигуру и иметь ко всему этому процессу интерес.[b]В стиле барокко[/b]Конечно, для аномально жаркого лета ледяные фигуры – это экзотика. А вот зимой они стали появляться в столице все чаще. Впрочем, ледяные скульптуры не являются изобретением современности. Взять хотя бы знаменитый ледяной дом, возведенный в Санкт-Петербурге аж в 1740 г.Очень подробно историю необычного дома и связанных с ним событий описал в своем романе Иван Лажечников. Чертежи сего дивного сооружения до сих пор хранятся в Библиотеке им. Ленина.– Мы уже не раз пытались возводить по сохранившимся чертежам этот дом в стиле барокко на Фестивале ледовых скульптур, – поделился Виктор Чернышев, председатель Ассоциации скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям. – Что-то, конечно, получается, но не то.Видно, хорошо было развито ледяное зодчество на Руси, раз воссоздать ледяной дом сегодня с помощью даже «продвинутых» инструментов оказывается совсем не просто.[b]Осталась лужа[/b]Добровольцев со стамесками от работы не оторвать. Но отведенное на создание скульптур время истекает… Мнения членов жюри по поводу победителя разделились. Печальный Пьеро и изящный лебедь набрали одинаковое количество голосов. Выходит, победила дружба! Создатели скульптур получают призы от организаторов и бегут фотографироваться к своим детищам. Еще бы – ведь с лебедя и с Пьеро вода течет ручьями. Скульптуры на глазах становятся все более обтекаемыми. Зато любоваться ими – одно удовольствие, даже как будто прохладнее становится.– Оторвать взгляд от тающей скульптуры невозможно, – восхищается Виктор Чернышев. – Она как будто плачет и, умирая, хочет нам что-то сказать.Через два часа на этом месте осталась лишь одна большая лужа.[b]фото автораКстати[/b][i]Точно сказать, где зародилась ледовая скульптура, сложно. Предположительно, в Японии. В наши дни по всему миру проводится более 50 снежно-ледовых фестивалей. В 1986 г. подобный фестиваль прошел в Москве. Позже он получил неофициальный статус Открытого чемпионата России по снежной и ледовой скульптуре.[/i]