Верхняя полка для инвалида
Сегодня на российских железных дорогах курсирует 100 высокотехнологичных пассажирских вагонов, оборудованных специальными купе для инвалидов. Они разработаны и производятся Тверским вагоностроительным заводом (ОАО «ТВЗ»). В основном они входят в состав фирменных пассажирских поездов. Вагон для инвалидов рассчитан на 28 мест (для сравнения - обычный купейный вагон рассчитан на 36 мест). В вагоне имеются информационное табло, бытовое помещение с душевой кабиной, 2 биотуалета, микроволновая печь, кондиционер, обеззараживатель питьевой воды.Специальный широкий тамбур с двумя подъемниками, широкие двери и туалет разработаны с учетом потребностей инвалидов. Купе оборудовано нижней спальной полкой из трех частей, с поручнем над средней частью полки, штанга с подвижными мягкими поручнями (вдоль нижней поверхности верхней полки). Кроме того, в купе имеется место для размещения и фиксации коляски в сложенном состоянии, кресло для инвалида, поручни для передвижения инвалида по купе, информационное табло со световой и звуковой информацией в случае аварийной ситуации, кнопка вызова проводника, подоконный стол, дополнительный светильник люминесцентного освещения, два светильника местного освещения с лампами накаливания. Как объяснили в кассе, такой вагон предназначен для колясочников и рассчитан исключительно на два места. Приобрести билет в специализированный вагон можно только на вокзале в общей кассе. [b]Поезд до станции…[/b] Каждый раз, собираясь в гости к родителям, гражданку А. охватывает волнение. Не потому что поездка занимает 18 часов на поезде, а потому, что в силу своих ограниченных возможностей, она не может воспользоваться услугами, которые ей предоставляет АО РЖД в специализированных кассах. Вот и сейчас она собирается в очередную поездку. Ленинградский железнодорожный вокзал.. по всем имеющимся положенным льготам девушка смело направляется в кассу для инвалидов, что расположена на первом этаже в зале № 3. Средняя по своим размерам комната из двух залов располагает четырьмя кассами. Минуту-другую кассир тщетно пытается найти в компьютере свободное местечко. «Девушка, остались только верхние места в плацкарте». Ничего не остается, как брать билет, на следующий день, когда в запасе у кассиров еще имеется пара нижних мест. Пусть хоть и боковушки, но все же не на верхней полке. В соседнюю кассу обращается женщина с нарушением речи. «Мне, пожалуйста, билет до станции О». и снова подобный ответ. Женщина отказывается и берет билет на другое число. Около соседних касс тоже наблюдается недовольстве. Это очевидно – в кассах билеты с верхними местами. [b] Вагон № 13[/b] Боковушка или верхняя полка, да вагон № 13, который останавливается у обрыва железнодорожных путей на конечной станции. Среди вошедших в вагон пассажиров девушка пытается увидеть хотя бы одного инвалида. Напрасно. При таком ограниченном количестве билетов с нижними полками в специализированных кассах, преобладающее число пассажиров это челноки, съезжающие со всех краев России на Черкизовский рынок.. Недавно к нам в редакцию поступил звонок. Женщина-инвалид второй группы оказалась в подобной ситуации. Мы обратились за комментарием к начальнику Департамента по связям с общественностью Константину Александровичу Пашкову. - В соответствии с правилами перевозок пассажиров, багажа и грузового багажа на федеральном железнодорожном транспорте специализированные кассы по продаже проездных документов выделяются только для инвалидов и участников Великой Отечественной войны и военнослужащих. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам второй группы не предусмотрено право внеочередного обслуживания. То есть что же получается. Согласно закону инвалиды второй группы – это не инвалиды и обслуживаться они должны в обычных кассах. А зачем тогда нужны инвалидные кассы, и каким образом билеты с верхними полками распределяются в такие кассы - непонятно. [b] «Социальная здравница»[/b] Не многим, наверно, известно, что в Москве вот уже 8 лет данной проблеме уделяет свое внимание Санаторно-курортное объединение «Социальная здравица», куда входит Центр социального туризма и лечебно-оздоровительной реабилитации для инвалидов. Основным видом деятельности этого центра является социальный оздоровительный туризм. Это единственная коммерческая организация, которая предоставляет инвалидам всех категорий железнодорожные билеты исключительно с нижними местами. Нижние места бронируются заранее. Обратиться в центр могут все желающие независимо от округа, в котором они проживают. Центр работает при Департаменте социальной защите населения города Москвы, который обеспечивает инвалидов санаторно-курортными путевками. Одна из основных услуг, предоставляемых по комплексной санаторно-курортной путевке, это бронирование и приобретение индивидуальных железнодорожных билетов по маршруту Москва - санаторий - Москва. Как правило, санаторно-курортные путевки выдаются по сезонам. Таким образом, формируются группы по 25 человек. Получив путевку, необходимо не меньше чем за 15 суток прийти в центр социального обслуживания в Царицыно. Здесь, в специальном отделе по обслуживанию инвалидов на каждого пассажира завода свой индивидуальный билет. К нему прилагаются координаты пассажира, копия путевки, паспортных данных пенсионного удостоверения, страховки. Согласитесь, очень удобно и без лишней головной боли для пассажиров, но только не для председателя управления Александра Ивановича Головачева. «Особые трудности при работе с инвалидами составляет обеспечение каждого отдыхающего индивидуальными льготными билетами», - рассказывает Александр Иванович. -Поскольку законодательная база предоставления мест в поездах инвалидам, следующим на лечение, отсутствует, наша организация вынуждена приобретать билеты для инвалидов на общих основаниях, по инструкции, разработанной для пассажиров поездов дальнего следования МПС России. В указанной инструкции льготы для проезда не значатся». Автоматизированной программой выделения мест МПС предусмотрено бронирование мест подряд, то есть верхнее – нижнее, верхнее-нижнее. Таким образом, 50% забронированных автоматически мест являются верхними. До 2000 г. тарифы бронирования мест для групп инвалидов приравнивались к тарифам для групп школьников. Стоимость одного билета за бронирование составлял 15-20 рублей. С 2001 г. данная льгота была отменена, и в настоящее время стоимость бронирования билетов для одного инвалида в четыре раза дороже и составляет 160 рублей. С 1 августа 2003 г. МПС действует инструкция, согласно которой забронированные для пассажиров билеты (бронирование производится за 45 суток до отъезда), должны быть выкуплены в течение одной недели с момента бронирования. Это положение лишает инвалидов следующих в санатории возможности бронировать билеты. В настоящее время эту проблему решают усилиями Департамента социальной защиты населения и МПС России. Однако для реализации продления сроков бронирования билетов для групп инвалидов, кассирам МЖА и агентам центра приходится вручную продлевать в компьютерной системе МПС заявки на приобретение билетов. В России завершается Год инвалидов, и хотелось бы подвести итоги, причем не только отрицательные.