«СССР в стройках» в «Галерее на Солянке»

«СССР в стройках» в «Галерее на Солянке»

Культура

«Надо нам, ребята, жизнь красивую прожить», – голоса певцов из далекого советского прошлого не умолкают ни на минуту. Звуковое оформление выставок сейчас не редкость. Особенно тех, что переносят нас в недалекое, но уже порядком забытое прошлое – в 50–80-е годы. «Галерея на Солянке» представила экспозицию работ, привезенных из Музея современного изобразительного искусства Ростова-на-Дону. Здесь несколько десятков экспонатов. В основном – индустриальная живопись. Та самая, которая в советские годы долгое время была насущным хлебом для многих художников. А сейчас, в нашем буржуазном настоящем, ее днем с огнем не сыщешь. Дымящие трубы фабрик и заводов на здешних картинах изображены с ноткой романтики. А уж всполохи сварки, например, на картинах Василия Сумарева из Белоруссии и вовсе похожи на огни Бродвея – такими они кажутся привлекательными и загадочными. Картин этого художника на выставке больше всего – около 20. Ведь индустриализация долгое время была его коньком. И чувствуется, что он «набил руку» на теме показа «жизни заводов в розовом свете»… Взять хоть картину «Смена», где у множества людей размыты лица, глаз практически не видно, зато на каждом лице очень хорошо просматривается веселая улыбка. По советским стандартам, необходимый элемент счастливых трудовых будней… Представлены здесь и вещи, выбивающиеся из общего ряда. Например, картины Льва Тюленева «Братская ГЭС» и «Гидростроители». Это уже практически «суровый стиль». На одном полотне худые люди напряженно трудятся, их лица развернуты от зрителя к орудиям труда. Никаких улыбок не видно, да чувствуется, что здесь их не может быть: работа тяжела, а герои картины сосредоточены на ней целиком. На другом полотне Тюленева рабочие, видимо, на отдыхе, замерли, подобно мраморным изваяниям. Их лица напоминают маски, как у героев кубистических полотен Пикассо. Атмосфера тяжелого труда на этой картине витает в воздухе. Но людские фигуры излучают, с одной стороны, покорность судьбе, с другой стороны, абсолютное к ней равнодушие. Ироничен по отношению к бодрым песням, льющимся на выставке из динамика, и рисунок Вячеслава Кислова «Сучкоруб». Его героиня – деревенская баба, держащая под мышкой огромный топор, который впору будет дюжему мужику. Ее профессия, как видно, уже основательно стерла в ней женские черты. – «СССР в стройках» – это не о строительстве при социализме, а о строе как форме мышления, – рассказывает куратор выставки, учредитель Музея современного изобразительного искусства в Ростове-на-Дону Вячеслав Давыденко. – Эта выставка о сплаве героического энтузиазма и массового рабского труда. А также размышление об истории нашей страны. Ведь и сегодня достаточно много людей строится в ряды, а некоторые даже перегоняют и сшибают друг друга в желании оказаться в строю первыми».

Google newsGoogle newsGoogle news