Вокзал с окнами на север
[b]Ярославский – давно уже не «просто один из московских вокзалов: он в большой тройке самых оживленных и напряженных ворот столицы. Так вот, этим воротам в субботу, 31 августа, исполняется ровно 140 лет.[/b]Идея прокладки дороги в сторону Ярославля принадлежала профессору математики Ф. В.Чижову, крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К делу он решил привлечь не иностранный капитал, как это было принято тогда, а деньги московских купцов. Активным помощником Чижова в этом деле стал Иван Федорович Мамонтов, отец будущего знаменитого мецената Саввы Мамонтова.Кстати, «став на ноги», Савва стал одним из первых директоров Ярославки и многое сделал для ее развития.Строиться дорога начала с короткого отрезка от Москвы до Сергиева Посада. Случилось это в 1859 году. Причем первой сложностью на рельсовом пути стал вопрос о месте будущего вокзала. Наиболее удобным Правление дороги посчитало участок, который занимал Университетский ботанический сад и соседние с ним переулки (Грохольский и другие). А посему вопрос о продаже земли пришлось вести не с городскими властями, а с университетом. Ученые мужи, естественно, научную базу отдавать не захотели. А тут еще против этого варианта выступило МПС, предвидя сложности в эксплуатации будущей станции.И решено было строить вокзал на Каланчевской площади, рядом с уже существующим Николаевским. Для этого пришлось изрядно потесниться Красному пруду, плескавшемуся на окраине Каланчевского поля – его частично засыпали.Для строительства пригласили петербургского архитектора Романа Кузмина. По тогдашним масштабам дороги и вокзал предполагался очень скромным. Впрочем, выросшее тут в 1860–1862 гг. беленькое двухэтажное здание отличалось некоторым изяществом линий и площадь не портило.К моменту окончания строительства в Москву фирмой «Борзинг» уже были доставлены 8 заказанных ей паровозов, вчерне закончены паровозное депо и вагонный сарай. А 22 июля (все даты по ст. стилю) 1862 года инженеры-путейцы совершили пробный выезд на трассу. К паровозу была прицеплена железнодорожная платформа с разбитой на ней парусиновой палаткой. И, наконец, 17 августа в газетах появилось объявление: «Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 19 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиевского Посада, на первое время по два раза в день…» 19 августа погода не благоволила к именинникам: с раннего утра зарядил продолжительный и холодный дождь. Однако торжество решили не отменять.Московский митрополит Филарет совершил молебен, окропил святой водой паровоз и вагоны, а ровно в час дня все члены Правления вместе с небольшой группой «обычных» пассажиров отправились к Троице по новой «чугунке».При открытии дороги на ней было всего 6 станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талицкая (с 1904 года – Софрино), Хотьково и Лавра. Паровозы ходили на дровах, а посему на каждой станции стояли дровяные сараи.Первые вагоны Ярославки вызывали много нареканий у пассажиров. Они не имели тамбура, а пассажиры, выходя из торцевой двери, попадали на площадку с поручнями. Дверь эта запиралась кондуктором, а так как расписание поездов в первое время соблюдалось плохо, то и кондуктор, не видя пассажиров на промежуточной станции, дверь просто не открывал. Между тем тогдашние пассажиры имели обыкновение «разминать ноги» на каждой остановке, заходить в буфет. А посему самоуправство кондукторов вызывало поток жалоб…Первый Ярославский вокзал простоял практически без изменений до 1900 года, когда к нему сделали пристройку и надстройку второго этажа, что, впрочем, не решило проблем резко возросшего к тому времени движения. Дорога-то протянулась к началу ХХ века аж до Архангельска! Пассажиры в ожидании поезда ночевали на площади, спали под крытыми платформами… И было решено строить новый вокзал.Наилучший проект предложил архитектор Федор Шехтель. Его одобрили все инстанции. Дал «добро» и сам император. Можно было приступать к строительству.Применив многие строительные новинки (железобетон, металлоконструкции, облицовочную плитку), архитектор сумел создать уникальное здание с гораздо меньшими затратами, чем при традиционном строительстве. Вокзал обошелся всего в 300 тысяч рублей; причем построили его за очень короткие сроки.К сегодняшнему вокзалу – настоящему украшению столицы – мы за сто лет изрядно привыкли и почти не замечаем, что одна из башен сооружена по типу северных церквей, другая напоминает кремлевскую, а фронтон над входом повторяет мотивы Спасского монастыря в Ярославле… Здесь же Шехтель поместил гербы трех русских городов — Москвы, Ярославля, Архангельска, которые связала железная дорога.Очень красива была и первоначальная внутренняя отделка. Стены вестибюля украшали 12 замечательных панно Константина Коровина (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее).К концу 1904 года сияющий глазурью плиток и красками вокзал готов был принять пассажиров. Но шли годы; стареющее здание нуждалось в помощи ремонтников и реставраторов. Последняя реконструкция Ярославского вокзала состоялась накануне празднования 850-летия Москвы, в 1995 году.Обновленный фасад стал элегантнее, заиграл свежими красками. А сегодня принято решение восстановить и интерьеры вокзала во всем первоначальном блеске.Служба Ярославского вокзала продолжается.