Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Вокзал с окнами на север

Общество
Вокзал с окнами на север

[b]Ярославский – давно уже не «просто один из московских вокзалов: он в большой тройке самых оживленных и напряженных ворот столицы. Так вот, этим воротам в субботу, 31 августа, исполняется ровно 140 лет.[/b]Идея прокладки дороги в сторону Ярославля принадлежала профессору математики Ф. В.Чижову, крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К делу он решил привлечь не иностранный капитал, как это было принято тогда, а деньги московских купцов. Активным помощником Чижова в этом деле стал Иван Федорович Мамонтов, отец будущего знаменитого мецената Саввы Мамонтова.Кстати, «став на ноги», Савва стал одним из первых директоров Ярославки и многое сделал для ее развития.Строиться дорога начала с короткого отрезка от Москвы до Сергиева Посада. Случилось это в 1859 году. Причем первой сложностью на рельсовом пути стал вопрос о месте будущего вокзала. Наиболее удобным Правление дороги посчитало участок, который занимал Университетский ботанический сад и соседние с ним переулки (Грохольский и другие). А посему вопрос о продаже земли пришлось вести не с городскими властями, а с университетом. Ученые мужи, естественно, научную базу отдавать не захотели. А тут еще против этого варианта выступило МПС, предвидя сложности в эксплуатации будущей станции.И решено было строить вокзал на Каланчевской площади, рядом с уже существующим Николаевским. Для этого пришлось изрядно потесниться Красному пруду, плескавшемуся на окраине Каланчевского поля – его частично засыпали.Для строительства пригласили петербургского архитектора Романа Кузмина. По тогдашним масштабам дороги и вокзал предполагался очень скромным. Впрочем, выросшее тут в 1860–1862 гг. беленькое двухэтажное здание отличалось некоторым изяществом линий и площадь не портило.К моменту окончания строительства в Москву фирмой «Борзинг» уже были доставлены 8 заказанных ей паровозов, вчерне закончены паровозное депо и вагонный сарай. А 22 июля (все даты по ст. стилю) 1862 года инженеры-путейцы совершили пробный выезд на трассу. К паровозу была прицеплена железнодорожная платформа с разбитой на ней парусиновой палаткой. И, наконец, 17 августа в газетах появилось объявление: «Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 19 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиевского Посада, на первое время по два раза в день…» 19 августа погода не благоволила к именинникам: с раннего утра зарядил продолжительный и холодный дождь. Однако торжество решили не отменять.Московский митрополит Филарет совершил молебен, окропил святой водой паровоз и вагоны, а ровно в час дня все члены Правления вместе с небольшой группой «обычных» пассажиров отправились к Троице по новой «чугунке».При открытии дороги на ней было всего 6 станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талицкая (с 1904 года – Софрино), Хотьково и Лавра. Паровозы ходили на дровах, а посему на каждой станции стояли дровяные сараи.Первые вагоны Ярославки вызывали много нареканий у пассажиров. Они не имели тамбура, а пассажиры, выходя из торцевой двери, попадали на площадку с поручнями. Дверь эта запиралась кондуктором, а так как расписание поездов в первое время соблюдалось плохо, то и кондуктор, не видя пассажиров на промежуточной станции, дверь просто не открывал. Между тем тогдашние пассажиры имели обыкновение «разминать ноги» на каждой остановке, заходить в буфет. А посему самоуправство кондукторов вызывало поток жалоб…Первый Ярославский вокзал простоял практически без изменений до 1900 года, когда к нему сделали пристройку и надстройку второго этажа, что, впрочем, не решило проблем резко возросшего к тому времени движения. Дорога-то протянулась к началу ХХ века аж до Архангельска! Пассажиры в ожидании поезда ночевали на площади, спали под крытыми платформами… И было решено строить новый вокзал.Наилучший проект предложил архитектор Федор Шехтель. Его одобрили все инстанции. Дал «добро» и сам император. Можно было приступать к строительству.Применив многие строительные новинки (железобетон, металлоконструкции, облицовочную плитку), архитектор сумел создать уникальное здание с гораздо меньшими затратами, чем при традиционном строительстве. Вокзал обошелся всего в 300 тысяч рублей; причем построили его за очень короткие сроки.К сегодняшнему вокзалу – настоящему украшению столицы – мы за сто лет изрядно привыкли и почти не замечаем, что одна из башен сооружена по типу северных церквей, другая напоминает кремлевскую, а фронтон над входом повторяет мотивы Спасского монастыря в Ярославле… Здесь же Шехтель поместил гербы трех русских городов — Москвы, Ярославля, Архангельска, которые связала железная дорога.Очень красива была и первоначальная внутренняя отделка. Стены вестибюля украшали 12 замечательных панно Константина Коровина (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее).К концу 1904 года сияющий глазурью плиток и красками вокзал готов был принять пассажиров. Но шли годы; стареющее здание нуждалось в помощи ремонтников и реставраторов. Последняя реконструкция Ярославского вокзала состоялась накануне празднования 850-летия Москвы, в 1995 году.Обновленный фасад стал элегантнее, заиграл свежими красками. А сегодня принято решение восстановить и интерьеры вокзала во всем первоначальном блеске.Служба Ярославского вокзала продолжается.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.