- Город

Рельсы для коварного пролетариата

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Биатлонист Логинов снялся с масс-старта на ЧМ из-за нового визита полиции

Тишковец рассказал о столичной погоде в последнюю неделю зимы

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

Опрятный и без кредитов. Как изменились требования женщин к мужчинам

Forbes назвал самую богатую женщину России

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Рельсы для коварного пролетариата

Радио «Культура» провело первый концерт из цикла «Забытая музыка ХХ столетия»

[b]Не кичись напрасно, что все на свете повидал-переслушал. Мол, и там потрогал, и тут ковырнул, и то задел, и это зацепил… Вдруг как вынырнет пласт – новая Атлантида! Так и музыка русских конструктивистов 1920-х годов, практически нам неизвестная, обескураживает непоблекшей экстравагантностью, три четверти века протомившейся в старом сундуке.[/b] На концерте в Пятой студии на Малой Никитской звучали сочинения «леваков» первых лет Советской власти. Все получили солидное консерваторское образование, все жадно интересовались западными изысками, все искренне полагали, что шли в ногу со страной и временем, мастерски отражая его ритмы, шумы, многообещающую энергию молодой советской индустрии. Входили в Ассоциацию современной музыки (1924–1931). Но кто сунется в 1920-е годы нашей истории – увязнет в неразберихе. Самый яркий из музыкальных конструктивистов – Александр Мосолов (1900–1973) – и получил всех сильнее: ему в конце концов приписали «хулиганское молодечество», «идейный распад» и даже почему-то «есенинщину» (за беспокойную лирику?). А на всех досталась формулировка «музыка, которая несет чуждую пролетариату гармонию». Принципы конструктивизма оказались, как говорит словарь 1959 года, «глубоко чужды советской реалистической музыке» (кто бы объяснил, что это такое). Мосолова в 37-м вообще посадили по 58-й – антисоветская пропаганда. Вернувшись, он писал уже нечто совсем другое. Обрабатывал песни для Северного русского хора. Леонид Половинкин (1894–1949) до конца жизни сочинял музыку к детским спектаклям и фильмам. Были еще петербуржцы-ленинградцы: Алексей Животов (1904–1964) и Владимир Дешевов (1889–1955), автор первого советского балета «Красный вихрь» и оперы «Лед и сталь», про которого скупая словарная строка сообщает, что он «впоследствии работал в прикладной музыке». Что же мы услышали вчера? И какие такие новинки 1920-х быстро съехали в архаизмы, не вкусив всенародной славы? В музыке всех четырех композиторов, слаженно и стильно представленной ансамблем «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова, отчетливо прослушиваются Скрябин, Стравинский, Гершвин, ранний Прокофьев. От Стравинского – настойчивая воля, ритмично бьющаяся лбом об стенку (как в «Весне священной» – этим нельзя было не заразиться). От Скрябина – диковинный внутренний мир с соответствующими гармоническими разводами. От Гершвина – прирученный джаз, местами даже будто цитаты из фортепианного Концерта. «Классовые враги» пролетариата, как ни парадоксально, явно искали встречи с ним в эстетической плоскости. Самое яркое сочинение вечера – «Завод» Мосолова, фрагмент неизвестно куда сгинувшего балета «Сталь» для Большого театра. Со всеми вытекающими из названия лязгами высокого художественного свойства. Другое столь же характерное сочинение – «Рельсы» Дешевова, тоже образец «машинной романтики». Пианист Михаил Дубов исполнил роскошный «Электрификат» Половинкина (это как если бы Скрябин всерьез написал не мазурку, а фокстрот). А его же оркестровый «Телескоп № 2» чередовал расплывчатость с бьющей по нервам резкостью – видимо, по мере выдвижения все более тонких гипотетических трубочек. Не отражение жизни, но ее организация, жизнестроительство: этого-то лозунга и не стерпело государство. Конструктивисты еще ко всему были людьми остроумными, это слышно и в музыке, и в словах. Так, Мосолов создал цикл «Газетные объявления» на оригинальные тексты «Известий» (его умно, как всегда, исполнила Светлана Савенко): о продаже высшего качества пиявок, о потере английского сеттера, смене фамилии Заика на Носенко, травле крыс и мышей… В общем, Шостакович, оказывается, был не первым, когда положил на музыку тексты из «Крокодила». Вспомним тут и уморительные хоры Корндорфа на «Записные книжки» Ильфа. Юмор юмором, а внутренней свободы в людях наше государство никогда не терпело. Где еще в мире так боялись не только слова, но и музыки, короче, сотрясения воздуха, как у нас? К тому же музыка «леваков» несла в себе явное необъяснимое напряжение и тревогу, а жутковатая безжалостность металла будто предвещала совсем недобрые времена. Можно подумать, что техника с тех пор ушла далеко вперед. Но выходишь после концерта на Малую Никитскую – и в нынешнем весеннем потопе, как на грех, слышишь ритмичный лязг помпы, качающей воду из затопленного колодца. Вжик-бац; вжикбац; вжик-бац. Даже смешно: будто концертпродолжается – в сумасшедше-театрализованном виде, в подсветке тусклых фонарей. И сама эта ржавая помпа, скрученная двумя гигантскими винтами, – как из того же музея. И мокрые колдобины под ногами – как в послереволюционную разруху. XXI век называется… [b]На илл.:[i] Советский музыкальный конструктивизм 1920-х в Пятой студии на Малой Никитской представил ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова.[/i][/b]

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью