А самолеты сами не летают
В своем поздравлении работникам и ветеранам гражданской авиации РФ, 85-летие которой отмечалось 7 февраля 2008 г., президент Владимир Путин отметил: «...Вопросы, связанные с эффективным развитием авиационного комплекса, всегда были в числе главных приоритетов государственной политики...» Действительно, развитие и уровень российской авиации во многом определяют статус страны на международной арене. Немаловажная составляющая авиационного комплекса – авиаремонтные предприятия, от работы которых зависит безопасность полетов и жизнь людей. Одно из них, ОАО ордена Ленина «Внуковский авиаремонтный завод № 400» («ВАРЗ-400»), входящий в холдинг международный аэропорт «ВНУКОВО», является ведущим центром техобслуживания и ремонта авиационной техники России. Основные направления его деятельности – капитальный и текущий ремонт, техобслуживание, модернизация и модификация авиационной техники и двигателей российских и иностранных воздушных судов, работы по оборудованию, обновлению и реставрации авиатехники прошлых лет, а также проектные разработки, инжиниринг в транспорте и грузоперевозках. 10 мая 1941 г. – точка отсчета истории завода «ВАРЗ-400». Тогда это были просто ангар-мастерские, созданные для техобслуживания летной работы Гражданского воздушного флота. Получив свое нынешнее название в 1962 г., предприятие уже имело уникальный опыт работы и квалифицированных специалистов по всему технологическому циклу ремонта авиатехники. Развивалась российская авиация, вместе с ней рос и завод. В начале 60-х он приступил к ремонту реактивных двигателей АИ-20, и это открыло новую страницу в истории предприятия. Осваивались новые площади, был создан производственный участок с применением специально разработанного метода макетного проектирования технологического процесса, монтировалось и налаживалось оборудование, стажировались рабочие и специалисты. На «ВАРЗ-400» постоянно велись новые разработки. Заводу принадлежит отраслевой приоритет в создании и применении оригинальной технологической и производственно-контрольной документации для ремонта самолетов, авиадвигателей и комплектующих, а также поточно-стендового ремонта самолетов, ангарных и внеангарных доковых комплексов для выполнения всех этапов технологического процесса разборки, ремонта, окраски и сборки самолетов и др. Стремление к прогрессу всегда было характерно для Внуковского авиаремонтного завода № 400. Именно поэтому здесь в 2007 г. впервые в истории отечественной гражданской авиации была произведена установка бортового оборудования для работы по сигналам российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Эта система каждые 5 секунд выполняет коррекцию заданного маршрута воздушного судна, что соответствует всем международным требованиям по их навигации. Первым среди российских самолетов, оснащенных таким оборудованием, стал Ту-154М авиакомпании правительства Москвы «Атлант-Союз». Участие ОАО «ВАРЗ-400» в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2007», прошедшем в августе 2007 г. в Жуковском, еще раз доказало высокий статус ведущего отечественного центра техобслуживания и ремонта авиационной техники российского и иностранного производства. Итогом участия завода в этой крупнейшеймеждународной авиационной выставке стало подписание ряда соглашений и проведение перспективных переговоров, например, с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» об организации на базе «ВАРЗ-400» Центра техобслуживания и ремонта воздушных судов нового поколения типа Ту-204 и Ту-214, а также их модификаций. Руководство столь крупным и значимым предприятием – задача нелегкая. И решать ее по силам только профессионалам. Именно к таким людям относится генеральный директор ОАО «ВАРЗ-400» Алексей Леонидович Чернышев. Вся его трудовая жизнь связана с авиацией. Окончив Московский авиационно-технологический институт, он впоследствии работал на заводе «Коммунар», а с 1988-го по 2005 г.– в КБ им. Туполева, причем ряд лет – заместителем генерального директора. С 2005 г., вскоре после приобретения правительством Москвы большого пакета акций ОАО «ВАРЗ-400», А. Л. Чернышев осуществляет руководство предприятием. Оценку сегодняшних результатов работы завода Алексей Леонидович дал в своем интервью. – Результат, к которому мы стремимся, достаточно прост: сделать «ВАРЗ» заводом европейского уровня по всем показателем, причем сделать это по авиационным показателям – не самая сложная задача, и она нами практически решена. Пример тому – освоение ремонта самолета типа «Боинг» всего за 11 месяцев, и в основе этих успехов лежит многолетний труд всего нашего коллектива. За 85 лет существования российской авиации наша школа авиастроения стала одной из ведущих в мире. Да, она пережила тяжелый для всех отраслей производства период 90-х годов, но кризис не смог радикально повлиять на такой важный сектор промышленности, как авиастроение – с его сложившейся школой и отлаженной системой работы. У нас делают уникальные летательные аппараты – некоторые из них по сложности не уступают космическим кораблям. Причем 67 лет из 85-летней истории русской авиации на площадке «ВАРЗ400» проводился и проводится ремонт самых различных самолетов. И такой богатый опыт – наше главное достояние и задел на будущее. Есть основные объективные критерии для оценки нашей работы. В первую очередь, это парк обслуживаемых нашим заводом самолетов: воздушные суда авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», многих зарубежных компаний, в т. ч. «Боинги» и «Аэрбасы» и, разумеется, наши отечественные самолеты Ту-204 и Ту-214. Столь сложные работы «ВАРЗ-400» выполняет с использованием современной технологической базы цехов гальванической, термической и механической обработки, заготовительного и других. Мы имеем сертификаты на все виды работ, включая капремонт и сопутствующие операции. О высоком профессионализме наших специалистов говорит и ответственная работа наших линейных станций, обслуживающих самолеты в аэропорту «Шереметьево», и др. Недавно мы подписали меморандум о взаимодействии с «Аэрофлотом» и французской компанией Snecma Serviсes, предусматривающий создание СП для обслуживания и ремонта авиадвигателей CFM56 для самолетов А-320 и В-737. Ремонт и обслуживание этих двигателей на нашем предприятии позволит уменьшить затраты средств и времени на их транспортировку и таможенное оформление. Запуск такого проекта обусловлен ситуацией, сложившейся сегодня в России, когда мы начинаем эксплуатировать самолеты, которые еще не умеем полностью обслуживать. И чтобы соответствовать статусу европейского центра обслуживания, мы должны научиться ремонтировать и планер, и его агрегаты – а их в самолете около 5000, и, конечно, двигатель. – Какие задачи, кроме авиационных, приходится решать «ВАРЗ-400»? – Хочу подчеркнуть, что решение отраслевых задач – лишь одна сторона нашей работы. Когда мы говорим о создании европейского центра, то в первую очередь думаем о людях, которые у нас работают сейчас и придут работать в будущем. О том, чтобы они не только работали, но и жили, как в Европе. Для этого им нужно иметь возможность для роста. Например, работа по обслуживанию иностранных самолетов оплачивается выше, но чтобы ее выполнять, рабочему необходимо постоянно учиться, в частности, английскому языку, на котором составлена вся необходимая документация. И если наши рабочие хотят учиться, то такое стремление на предприятии только поощряется. Например, мы стараемся совершенствовать свой английский: ведь мы постоянно общаемся с иностранными партнерами. Поэтому у нас по средам и четвергам совещания проходят только на английском языке. Надо осваивать новые знания, технологические процессы и приемы в работе. Уходят в прошлое самолеты, многие годы обеспечивавшие работу всей российской гражданской авиации: ТУ-154, ИЛ-86. Появляются новые типы самолетов, а это значит, необходимы новая оснастка, учеба, современные подходы, замена оборудования. И это постоянный процесс. – Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать грамотный руководитель? –Считаю, что одни из самых важных качеств руководителя – это терпение и упорство. Озвучить правильные идеи легко, гораздо сложнее методично и спокойно воплощать их в жизнь. Руководитель должен заниматься принципиальными проблемами, не отвлекаясь на частности, которые способны решить его подчиненные. Невозможно досконально разбираться во всем: в самолетах, в двигателях, в гидравлике, других частных вопросах. Задача современного руководителя – дать людям возможность самостоятельно добиваться решения порученных им вопросов, а также постоянно контролировать выполнение работ. – Что вы можете сказать о безопасности самолетов, которые обслуживает «ВАРЗ-400»? – Могу со всей ответственностью сказать, что вопросы безопасности всегда были в авиации на первом месте. Так было, есть и будет, невзирая ни на какие кризисы в экономике. Одно из главных достоинств самолета – это безопасность. Все его процессы настолько резервированы, дублированы и автономны, что уровень безопасности в авиации во много раз превышает этот показатель при сравнении с любой другой движущейся техникой. Это сложнейшая, хорошо отлаженная система, которую должны обслуживать только специалисты высочайшей квалификации. Но все же самый главный результат нашей работы заключается в том, что за все время существования «ВАРЗ-400» при эксплуатации отремонтированных на заводе самолетов не было зарегистрировано ни одного авиационного происшествия, произошедшего по причине некачественно выполненного ремонта или технического обслуживания».