Международному конкурсу имени Чайковского 50 лет
Сегодня, 18 марта, исполняется ровно 50 лет Международному конкурсу имени Чайковского, который проводится при активном участии Правительства Москвы. О значении этого представительного смотра молодых талантов, различных этапах его становления мы беседуем с председателем жюри пианистов XIII Конкурса, народным артистом Советского Союза Николаем Петровым. – Николай Арнольдович, какие первые ассоциации возникают у вас сегодня при упоминании словосочетания «Конкурс Чайковского»? – Во-первых, это, безусловно, Ван Клиберн. А во-вторых, подковерная игра и необъективность. – Вы хорошо знакомы с Клиберном. Знаете ли Вы его отношение к современному Конкурсу? – Клиберн – чрезвычайно добрый, милый и доброжелательный человек. И он любит все, что связано с Россией. Думаю, он даже не знает о махинациях, происходивших на последних Конкурсах. – Известно, что одна из проблем нынешнего Конкурса – снижение его престижа в странах Европы и в Америке... – Да, это так. Ведь последние два Конкурса были практически всероссийскими соревнованиями, я бы даже сказал – всесоюзными, потому что в них принимали участие музыканты из Эстонии, Украины, других стран бывшего СССР. Плюс исполнители из Юго-Восточной Азии – Японии, Кореи, Китая... – Однако, и на последнем фортепианном Конкурсе имени Шопена сложилась похожая ситуация – победителем стал поляк, а дипломантами – музыканты из стран Юго-Восточной Азии. Может, Конкурсу имени Чайковского особо не о чем беспокоиться? – Дело в том, что сейчас вообще происходит смещение в сторону Юго-Восточной Азии. Лет 10 назад из Японии, Кореи и Китая на Конкурс приезжали, в основном, «играющие машины». А в последнее время среди азиатских исполнителей стали появляться очень интересные в музыкальном смысле фигуры. Многие из них учились у наших педагогов – и, может быть, поэтому поняли, что аккуратное исполнение не может быть залогом победы на крупном соревновании. – Многие престижные конкурсы Европы – например, имени королевы Елизаветы, Бузони – примерно того же «возраста», что и наш Конкурс Чайковского. Можно ли говорить о том, что 50-летний рубеж означает некий кризис для любого конкурса? – Я на эту тему не задумывался. Понимаете, тут же все зависит от того, насколько выдается «урожайный» на таланты год. Природа не столь щедра, чтобы на сотни конкурсов, которые проводятся в течение каждого года выдавать новых плетневых, мацуевых, третьяковых. Поэтому часто бывает, что на конкурсе побеждает не лучший среди лучших, а лучший среди средних. И это вполне естественно. – Какой из тринадцати Конкурсов стал для вас самым запоминающимся? – Трудно сказать. Дело в том, что на Конкурсе Чайковского в течение всех этих лет побеждали очень интересные и крупнокалиберные музыканты. Достаточно назвать таких людей, как Плетнев, Кремер, Мацуев, Луганский... И таких очень много. Потому что на Конкурс действительно приезжали очень серьезные исполнители. Но основная язва этого соревнования – это наличие огромного количества учеников членов жюри. А на Тринадцатом Конкурсе – еще и родственников: у виолончелистов было 7 учеников и 2 сына. По-моему, это многовато. – Может быть, нужно просто изменить правила проведения Конкурса? Запретить родственникам и ученикам членов жюри подавать заявки. – Если будет принято это решение, то оно даст колоссальное повышение доверия к конкурсу. Знаете, скоро, например, я еду на конкурс имени Рубинштейна в Израиль, где категорически запрещено представлять собственных учеников. И для будущего конкурса Рихтера принято мудрое решение – ни одного педагога не будет в жюри, только исполнители. И на конкурсе Скрябина, и на российско-американском конкурсе Рахманинова членам жюри нельзя представлять своих учеников. Если это произойдет и на Конкурсе имени Чайковского, то, я надеюсь, он абсолютно заслуженно займет лидирующее место в группе крупнейших творческих соревнований планеты. Мне очень хотелось бы, чтобы состав тех людей, которые будут подавать заявки на будущий Конкурс Чайковского, был похож по географии на состав участников Конкурса 60–70-х годов. – А если не так активно рекламировать спонсоров, что-то в отношении к Конкурсу изменится? – Если люди дают деньги – то дай Бог, давайте рекламировать спонсора, пусть он ставит логотипы, слоганы. Здесь я не вижу ничего плохого. – К юбилею Конкурса на телеканале «Культура» будут показаны концерты его победителей разных лет. Как вы относитесь к телеверсиям концертов? – Очень положительно! Конечно, по телевизору не передашь того ощущения пространства, воздуха, общения с публикой, которое возникает, когда сидишь в зале. Но я человек близорукий – в прямом смысле этого слова, и мне, как профессионалу, очень интересно смотреть концерты по телевизору. Когда тебе показывают крупным планом и руки, и мимику, и поведение на эстраде, и ракурсы с разных позиций. Кроме того, телеверсии концертов в десятки раз расширяют их аудиторию. Поэтому я считаю, что это прекрасно – когда по телевизору показывают концерты. Тем более, выступления победителей Международного Конкурса имени Чайковского.