Ты все сказал? Плати
[b]Абоненты, пользующиеся кредитными тарифными планами, то есть оплачивающие уже состоявшиеся разговоры, нередко «забывают» оплатить услуги телефонистов. Они попросту меняют SIM-карты и переходят на обслуживание к другому оператору.[/b]Бизнес не хочет мириться с подобным надувательством. Телефонные компании отказывают «нехорошим» клиентам в микрокредитовании, требуют с них предоплату, ограничивают услуги роуминга. Наконец, при помощи специальных технических средств устанавливают за ними усиленное наблюдение. Но иные виртуозы все-таки ухитряются держать на замке не рты, а кошельки. Убытки операторов сотовой связи от сотрудничества с этими абонентами оцениваются, по крайней мере, в 500 миллионов рублей.Операторы сотовой связи нашли новый – современный и рыночный – способ воздействия на должников. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» создали так называемую базу D-Telecom – черный список неплательщиков. Позднее к ним присоединились и операторы стационарной связи – «Транстелеком» и «Golden Telecom». За два года существования базы МТС, к примеру, внесла в черный список должников 150 тысяч своих абонентов. На особом контроле те говоруны, которые задолжали телефонистам суммы, эквивалентные 10 и более долларам.Однако межкорпоративный мониторинг далеко не всегда останавливает нечистых «на язык» друзей телефона. Не платили и не платят. К тому же Федеральный закон «О связи» запрещает телефонистам отказывать абонентам в праве на подключение. Поэтому еще осенью 2005 года связисты стали включать в договоры пункты, согласно которым они будут передавать информацию о должниках – тех, кто не оплатил счета в течение 60 дней, – третьим лицам. Такими заинтересованными лицами оказались… банки. Причем весьма влиятельные. Теперь они могут отказывать своим клиентам – должникам телефонистов в выдаче кредитов. Естественно, напрямую передавать конфиденциальную информацию банкирам операторы мобильной связи права не имеют.Но в декабре 2004 года вступил в силу закон «О кредитных историях». Согласно ему на каждого россиянина, получившего кредит в банке, теперь заводится досье. Если человек исправно выплачивает кредит, он считается добросовестным плательщиком. Банки ему доверяют, предоставляют скидки. Если нет – кредит можно не получить вовсе. Ведут эти базы информации специальные бюро кредитных историй. Их в России нынче 23, в Москве – 10. Они-то и стали сегодня «связными» между телефонистами и банкирами, вычисляющими недобросовестных говорунов и неплательщиков кредитов.[b]КОММЕНТАРИЙ «ВМ»[i]Владимир Малеев, генеральный директор некоммерческого партнерства «Национальное кредитное бюро»:[/b]– Есть должники, которые «забыли» заплатить за свои разговоры 500–1500 рублей. Имеет место и спланированное мошенничество. Аферисты используют украденные или потерянные паспорта, заключают по ним договоры о подключении к услугам оператора мобильной связи и создают подпольные международные переговорные пункты. Таким способом обманывают телефонистов на десятки тысяч долларов. Мы завершили все юридические процедуры, связанные с возможностью включать в кредитные истории информацию о должниках-абонентах. Банки уже сейчас могут обращаться к нам за сведениями о телефонных долгах граждан, так как в базе данных содержится информация о миллионе абонентов-должников.К нам за информацией может обратиться и любой гражданин, если он обнаружит в Центральном каталоге Центробанка свою кредитную историю. Если он выяснит, что за ним числится долг в 5 тысяч рублей, то мы свяжемся с телефонистами. Подтвердят они обоснованность долга – информация останется в кредитной истории. Не подтвердят – эту информацию мы исключим. В конце концов, никто не может запретить человеку обратиться и в суд.[/i]