Минеральные оды
[b]Особых сюрпризов не получилось. «Гран-при» – конечно же, «Остров» Павла Лунгина. Лучшая мужская роль – догадайтесь с одного раза. Правильно, Петр Мамонов из того же «Острова».[/b]А «Золотой витязь» достался картине «Сыновья моих братьев» серба Синиша Ковачевича.Сербская актриса Лиляна Благоевич, сыгравшая в этом фильме, получила приз за главную женскую роль. «Серебряный витязь» – «Синоби» японца Тена Симояма.«Бронзовый» – «Месть» казаха Дамира Манабая. Лучшим детским фильмом признан «Лесной разбойник» Гернотта Ролла (Германия). «Серебряный витязь» присужден картине Натальи Калашниковой «Новая старая сказка» (Россия). Бронзовый – «Дюймовочке» Леонида Нечаева. В телевизионном кино золото взял Глеб Панфилов («В круге первом»). В документальном полнометражном – «Поэт Николай Рубцов» Дмитрия Чернецова (Россия). В документальном короткометражном – «Деревенский фотограф» Алексея Погребного (Россия). В разделе студенческих и дебютных работ – «Талая вода» Натальи Ивановой (Россия). В анимации победил фильм Александра Петрова «Моя любовь».В Кисловодске такой странный асфальт. Вроде бы ровный, а ходить невозможно – острые камешки пробивают кожаную подошву. Так что, забыв о дорогой обуви, все здесь шлепают в пляжных тапках. А модницы на каблуках обречены ковылять, проклиная городские власти…Так и общий ход минувшего «Витязя». Вроде бы с первого взгляда ровный. А приглядишься – отовсюду торчат острые углы.Ходить (то бишь смотреть) трудно. А зачастую и невозможно. Такого проблематичного «Витязя», пожалуй, еще не было.Истовый Бурляев наверняка называет все кошмары этого городка происками вражьих сил, испытанием-искушением. Имеет право. Не буду напоминать о бытовых трудностях – о том, как в последний момент участников поделили на два (!) города – Пятигорск и Кисловодск. И каждый день, чтобы посмотреть фильмы и пообщаться со зрителями, им приходилось преодолевать десятки километров по жаре на ломающихся китайских автобусах без кондиционеров. Не буду вспоминать о странной истории с санаторием «Солнечный», который сначала согласился принять гостей смотра и получил рабсилу (солдат) для ремонта, а затем вдруг «спрыгнулс поезда». К чему плач Ярославны о пропавших 25 (!) миллионах рублей, так и не дошедших до края… Что толку стыдить банк, который прокрутил эту операцию. Или укорять артистов (в основном – героев позавчерашних дней), которые, получив немалый гонорар за приезд на Кавминводы, тем не менее воротили нос от журналистов и даже брезговали ужинать с нами в одном зале… И все такое прочее.Тем не менее «праздник позитивного кино» состоялся. Насколько «позитивного» – об этом ниже. А чтобы «Витязь» не скончался раньше времени, говорят, Бурляеву, мотающемуся чуть ли не каждый день в Москву, помогли попечители форума – Никита Михалков и патриарх Алексий II (а также «духовный рыцарь» епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, которому был вручен специальный приз).Десять миллионов подброшенных меценатских рублей пошли на уплату гостиничных счетов. Но и местные власти собрались и взяли некоторый культурный реванш. Так, на праздник Троицы кинематографистов возили в монастыри – Второафонский Успенский мужской и Святогеоргиевский женский. В первом их ждала мудрая проповедь отца Силуана и концерт юных весталок, во втором – экскурсия по стройке (там планируется детский приют) и обильное угощение.В этот же день, кстати, в Пятигорске открывали мемориальную доску на скромном доме, где жил замечательный актер Олег Жаков. Его учительница, приемный сын и его жена присутствовали на этом событии. И вспоминали, каким скромным и незаносчивым человеком был артист, прославившийся после картины «Семеро смелых». Возложить гвоздики в числе прочих подъехала и Барбара Брыльска, у которой 29 мая случился очередной день рождения. (Читайте интервью с актрисой в ближайших номерах «ВМ».) Но это, так сказать, светские радости. А вот большие, киношные, смотр миновали. «Остров» – исключение. Но об этом фильме мы писали уже километрами в течение года. Может, дело в огромной «ползучей» программе – столько конкурсов – и полный метр, и короткий, и телефильмы, и анимация… Может, в том, что постоянно декларируемые Бурляевым нравственные ценности как-то не очень сопрягались с тем, что мы видели на экране (кстати, весьма тусклом – даже в лучшем кинотеатреКисловодска – «России»). Там – кровь, пот и слезы. Фильмы в основном кровавые и мрачные – вроде зверского «Апокалипсиса» Мэла Гибсона, саги о ниндзя «Синоби» Тена Симоямы или депрессивного «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона… А в зале, между прочим, сидело много детей – лет так пяти-шести... Зачем родители их мучили кровавыми картинками – так и осталось тайной. А вот смотрел ли «главный витязь» страны конкурсные фильмы – загадка.Как и то, кто их отбирает.…Грустный осадок остался после такого «кроваво-минерального» «Витязя». Все больше политики, каких-то финансовых махинаций, все меньше искусства, творчества, креатива. И уж так широк русский человек Николай Бурляев и его фестиваль, что не грех бы сузить. Очень хочется посоветовать пересмотреть идеологию, команду или, на худой конец, формат фестиваля.Первое, конечно, невозможно. А вот второе и третье… Может, стоит взять этих проклятых менеджеров, хорошо им заплатить, и они все сделают, прости господи, о’кей? Или вычеркнуть художественные фильмы и анимацию из формата? Оставить документальные и короткометражные – они больше отвечают социальному духу смотра.А то уж Бурляеву впору зваться «рыцарем догмы». Но, как известно, жизнь всегда выпадает из догмы. И это, похоже, главная проблема фестиваля – зазор между догмой и жизнью. И что с этим делать – похоже, не знает никто. Разве что молиться…[b][i]Пятигорск-Кисловодск[/i][/b]