Забытая роль Альбины Матвеевой
[b]При социализме фильмы, неугодные режиму, нещадно кромсали при монтаже, клали на полку или просто смывали с пленки. В эпоху демократических перемен с иными фильмами поступают не в пример гуманнее: их просто забывают, зритель их не видит.…Кой черт – “гуманнее”?! Людям ведь так же больно! Тем, кто снимал и ставил эти забытые, неувиденные фильмы.[/b][b]Ненаписанная диссертация[/b]Правда, эту боль так легко унять… Вот сегодня она – счастлива. Ей звонят люди, с которыми не перезванивалась годами, друзья и знакомые поздравляют, выражают свое восхищение и прочая, прочая, прочая…– Наумов сказал, что меня надо снимать, снимать и снимать! Представляете?! А Разлогов сказал, что фильм из того же ряда, что “Иваново детство”, представляете, с Тарковским нас сравнил! Пятнадцать лет молчали – и вот все-таки… А вы видели фильм? Вам понравилось? Вы смотрели передачу?Увы, Альбина Борисовна. Не видела я этот выпуск программы “Культ кино”. Проморгала. Но ведь не уследишь же за всем на нашем безразмерном ТВ! Я потом посмотрела – Матвеева дала мне кассету. На миг прижав к груди, как самое дорогое, как ребенка, сопроводив трогательным: “Только с возвратом, пожалуйста!” Конечно, верну, Альбина Борисовна… Как легко обидеть, убить артиста, – забвением. Но как легко и снять эту боль.…А ведь у нее все могло сложиться по-другому, вся жизнь, вся судьба. После школы поступила в Бауманское – кто сказал, что точные науки не для девочек?! Да у нее всего-то две четверки за все курсы и было: по истории партии! Престижнейшая на ту пору профессия – это сейчас инженеры никому не нужны, а тогда от одного слова “кибернетика” дух захватывало, и на тебя смотрели, как на полубога! И престижнейший институт после окончания, и прямая, ровная без ухабов дорога в Науку с большой буквы, и милейший руководитель – сиди, пиши диссертацию!Она писала… Только – как? На столе – талмуд с цифрами и формулами, а на коленках, как в школе, как девчонка держала совсем другие книги. Одним глазом – в формулы, другим – в историю театра. Потому что готовилась к другим экзаменам. В Щепкинское училище.…Ну, и чего не жилось, спрашивается? Вышла замуж, он – тоже выпускник бауманки, семья уже, работа, жизнь налажена…И что это за бацилла такая, микроб, науке не известный, прямо сказать – зараза неистребимая: сцена?! Не вылечить, не извести: зовет и зовет, манит и манит, проклятая и прекрасная… [/i][b]До и после “Брода”[/b]– Вот, посмотрите, это я с Броневым, с Ленечкой, в “Месяце в деревне”, а это с Волонтиром, в “Единственном мужчине”, а это из фильма “Звездочет”, а вот рецензии на мои спектакли, вот видите? Тут про меня Швыдкой написал, да, он же тогда в журнале “Театр” работал, а вот еще, и еще, и еще… О, эти альбомы актерские! Видела многие, у многих, и всегда почему-то сжималось сердце… Старательно вклеенные фотографии и вырезки из газет и журналов, – а как еще сохранить память, продлить свой, такой короткий, актерский век?Как еще удержать это ускользающее, уходящее, тающее, хрупкое – “было!” Спектакли, которые давно сошли со сцены, роли, о которых помнят сегодня разве что завзятые театроведы… Но ведь было же это, было, все было! И свет рампы. И аплодисменты, и поклонники, и цветы, и гастроли, и рецензии – вот, оно, было, было! Она всю жизнь играет на сцене Театра на Малой Бронной. Как Бога помнит Эфроса – другого такого Мастера нет и не было.При том, что у Мастера была своя “Маргарита”, Ольга Яковлева – и кто об этом не знает и не знал? Матвеева была счастлива уже тем, что играет на той же сцене, в тех же спектаклях. Пусть роли не главные – разве в этом суть?! – А вот из фильма “Вечный зов”, это моя первая роль в кино, и знаете, мне тогда позвонил мой дядя, а у нас дедушка мой был репрессирован, а я играю жену этого энкавэдэшника, Алейникова, и ухожу от него, и вот дядя звонит и говорит: какая ты молодец, что ушла от него! Представляете? Это – взрослый человек, умный, но как ребенок, отождествил меня с героиней! Так проникся!Она говорит взахлеб, сама перебивая себя, заполошно перескакивает с одной темы на другую, с одной роли на другую, из театра в кино, волнуется, что никак не договорит самое главное. Словно стараясь выговорить все, о чем молчала, о чем не могла никому рассказать долгое-долгое время… А почему – “словно”? Так оно и есть.– А потом мужу предложили, а, точнее сказать, назначили, и нам пришлось уехать в Карловы Вары… Но это было уже после “Брода”, потому что я там все пыталась показать наш фильм, там, на фестивале, и нужно было копию, а там получилась такая неразбериха… Потому что муж выступил тогда против Ельцина, один и не побоялся, а Ельцин тогда был уже Царь и Бог, вы понимаете, и вот так сложилось… О чем это я? [b]– О фильме, Альбина Борисовна.[/b]– Да! Ах, ну вы же не видели передачу, там так про меня хорошо говорил Наумов… А знаете, я ведь у него снималась, у Наумова, в “Береге”! Ну, главная роль, конечно, у Белохвостиковой, а я – в воспоминаниях, жена Никитина, роль конечно, небольшая, но мне ее удалось так сыграть – без дублей, без репетиции, что мне ассистент режиссера, Наташа Терпсихорова так и сказала, что на меня теперь Наумов “молиться” должен! …А в театре у меня теперь только одна роль – Мачехи в “Золушке”. Ну и что? Разве можно забыть великую Раневскую в этой роли? Еще сыграла в “Анне Карениной” – Лидию Ивановну, но спектакль закрыли, вы знаете? А Житинкин – великий режиссер, я всем это говорю! И я так любила ту роль, он же мне все реплики отдал, даже которые по роману не Лидии Ивановны, но так они ей, моей Лидии Ивановне, “пришлись”, так хорошо публика принимала!Блока всегда возила с собой – для души… …Сегодня она счастлива. Как девчонка. Оттого, что вспомнили наконец-то про ее фильм. Все-таки вспомнили.А фильм того стоит. Странный и удивительный – одно слово, “авторское кино”. По-разному можно относиться к этому жанру, но как она играет свою Мать! Как ведет свою роль, на стыке трагического и комического, как балансирует на этой грани, тонко и точно передает малейшие движения этой души и того времени – действительно, по духу, по напряжению, по эстетике забытый этот “Брод” состоит в кровном родстве с прославленным “Ивановым детством”! Только в ту эпоху, когда снималось “Иваново детство”, фильмы, неугодные режиму, кромсали и клали на полку. С “Бродом” же обошлись “гуманнее” – просто забыли… Но не забыли Альбину Матвееву. Она играет Мачеху в “Золушке”. Хотя сама-то как раз – по жизни, по судьбе своей актерской – чаще оказывалась падчерицей. Причем – еще ДО королевского бала… Она выступает с сольными программами – поет романсы на стихи Александра Блока. 30 января в Доме кино у нее юбилейный вечер, посвященный 35-летию творческой деятельности заслуженной артистки России, организованный Гильдией актеров кино. Она будет петь Блока...– Я всегда возила с собой его стихи, такая маленькая книжечка у меня, из всего Серебряного века самый любимый поэт, и вот, представьте, как судьба распоряжается, – теперь пою его стихи на сцене ЦДРИ, в Доме актера……И что же это все-таки за бацилла такая – сцена?! Ну никуда ж от себя не отпускает! Жизнь ломает, судьбу корежит. У Матвеевых нет детей – и эту жертву пришлось принести… Ради чего же?!– И все равно я счастлива, – говорит актриса. – Знаете, если бы снова начать – выбрала снова – сцену.…Непостижимые они все-таки, люди-артисты. Правда.