Ежегодно с улиц Москвы вывозят 22-24 тысячи автотрупов
Город входит в зиму. В тесных городских кварталах и дворах становится еще теснее от сугробов и «подснежников» (автомобилей, оставленных владельцами до весенних поездок на дачу). В такой ситуации личные авто, превратившиеся в металлолом и подлежащие только утилизации, становятся настоящим бедствием для москвичей. Корреспондент «Вечерки» прошел заснеженными дворами столицы и пришел к следующим выводам. Если слить масло со всех брошенных во дворах Москвы старых автомобилей и разлить его по Киевскому шоссе от «Внуково-2» до Кремля, то оно покроет дорогу пленкой толщиной в 1 мм. В виде «бутерброда» это маслице может занять всю территорию Москвы в пределах Бульварного кольца. Страшно? – Это настоящая катастрофа, – уверяют специалисты. – Каждый брошенный автомобиль содержит в себе от 3 до 9 литров масла. Из-за коррозии металла оно потихоньку подтекает. До 22,5 тысячи старых авто, оставленных ржаветь на улицах города, в канавах и реках, насчитали специалисты на 1 января 2007 года. Вот такую экологическую «бомбу» подложили под столицу владельцы отслуживших свой срок автомобилей. Ее разминированием занимаются 26 предприятий, задействованных в общегородской системе сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации (авторециклинг). Ее создание началось семь лет назад. В Москве построен единственный в нашей стране и уникальный даже по европейским стандартам специализированный комплекс по переработке вышедших из эксплуатации автомобилей и бытового металлического лома (стиральных машин, холодильников и прочего). Последний путь «железного коня» Ежегодно на вывоз с московских улиц отслуживших свой век машин городской бюджет тратит 22–24 миллиона рублей. Достаточно большие деньги, которые можно было бы пустить, например, на строительство детских садов. Выяснить, что же мешает снизить эти затраты и полностью очистить город от старых авто, корреспондент «ВМ» отправился на одно из специализированных столичных предприятий по утилизации брошенных и разукомплектованных машин. – В принципе, за эти годы процесс утилизации старого автотранспорта уже неплохо отработан, – сразу ввел меня в курс дела директор ОАО «Управляющая компания «Мосавторециклинг» Игорь Просецкий. – Машину эвакуатором привозят на базу. Здесь сливают масло, демонтируют элементы кузова – салон, стекла, пластик, шины и прочее. Потом подготовленный к утилизации кузов поступает на специализированный комплекс, где его пропускают через шредерную установку». После этого на свет появляются три фракции: черный металл, смесь цветных металлов и остаточные инертные минеральные компоненты кузова. Все это добро отправляют на перерабатывающие заводы. – Увы, сегодня мы не можем повторно использовать запчасти, – с сожалением констатирует Просецкий. – А это мог бы быть неплохой бизнес. Но пока он считается незаконным предпринимательством, потому что нет регламентирующих и правоустанавливающих актов, которые позволяют заняться реализацией запчастей со старых машин. По нашим расчетам, если этот вопрос решится, то работа по подготовке машин к утилизации выйдет на безубыточность. И, возможно, даже будет приносить определенную прибыль. Но когда на нашу улицу приедет «грузовик с пряниками», пока неизвестно. Зато есть другие законы, активно используя которые, можно «разгрузить» городскую казну. С января 1996 года в Москве действует закон «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города». Есть также Кодекс об административных правонарушениях в РФ. – Ведь что такое брошенный старый автомобиль? Это, по сути, самовольное занятие земельного участка, захламление городских территорий и так далее, – продолжает Игорь Просецкий. – Сумма штрафов за такие нарушения для граждан и организаций – от 500 до 3000 рублей. И за счет них можно практически полностью компенсировать те затраты, которые идут на освобождение городских территорий от брошенных и разукомплектованных автомобилей. Так что деньги можно не только брать из бюджета города, но и пополнять его за счет нерадивых собственников автотранспортных средств». Кроме того, специальные расчеты показывают, что количество брошенных «железных коней» можно свести к минимуму – не более 500–600 единиц в год. Это в 30–40 раз меньше, чем сейчас. И тогда не понадобится так много предприятий для работы с брошенными и разукомплектованными авто. А ведь те из них, которые стали участниками общегородской системы «Авторециклинг», имеют весьма существенные льготы, например, по арендным платежам на землю. И город, по словам Просецкого, недополучает в бюджет от 3 до 6 миллионов рублей в год. Будет меньше предприятий – сократятся и эти «издержки». Деньги решают все Семь лет назад, по официальным данным, в Москве ежегодно выбывали из эксплуатации около 130 тысяч транспортных средств. А в 2006 году из строя вышли 36 тысяч машин, которые были либо проданы на запчасти, либо переданы в металлолом, либо попали в категорию брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств. Так что в целом число беспризорных авто сокращается в среднем на 7 процентов в год. Во-первых, считают специалисты, отечественный «железный конь» уже не в почете. А как известно, основными беспризорниками на колесах становятся детища российских автобрендов. Во-вторых, свою роль сыграло и то, что за последние три года цена на металл возросла в 2,5–3 раза. И некоторые владельцы не хотят упустить свою выгоду и сдают машины на металлолом. Тем не менее 22,5 тысячи старых авто все-таки осели на улицах Москвы. Кто же их поставщик? По данным ГИББД, на 1 января 2007 года зарегистрировано 3 миллиона 340 тысяч автомобилей. Из них 85 процентов – легковушки. Это и есть основной «резерв» железного хлама. Со старыми автобусами, грузовиками, прицепами проблем на порядок меньше, так как они находятся в основном в ведении частных или государственных предприятий. С легковушками – одна маета. Ведь их, прежде чем вывезти и утилизировать, надо еще правильно оформить в последний путь. А это дело не одного дня, и без определенных трат пока не обойтись. Допустим, обнаружили работники префектуры на своей территории развалившийся автомобиль. Естественно, такой подарок району не нужен. Тогда создается комиссия, в которую входят представители ДЕЗа, районного отдела внутренних дел, административно-технической инспекции, отдела ГИББД. Составляется акт: в таком-то районе обнаружена брошенная машина. Потом отправляется запрос в органы внутренних дел. Но далеко не всегда можно найти владельца авто. Тогда горе-машину оформляют как бесхозяйное транспортное средство (это предусмотрено ст. 225 Гражданского кодекса РФ). И судьба автомобиля зависает в воздухе на год-полтора. Его отвозят на специальную стоянку, и уже суд решает, что делать дальше. Если авто признают бесхозным, то его вывозят и утилизируют за счет городского бюджета. В среднем эта процедура занимает не меньше года. Однако и с владельцами «железяк» хлопот немало. Главная проблема в том, что они не хотят платить за утилизацию своего «умершего друга». – Хотя спокойно платят каждый месяц за утилизацию бытового мусора, пользование мусоропроводом, контейнером для мусора во дворе – за отходы своего потребления, – напоминает Игорь Просецкий. – Но старый автомобиль – такой же отход потребления, да еще содержащий в себе компоненты 1–5-го классов опасности. Эти компоненты надо разделить, собрать, безопасно переработать или утилизировать, то есть пойти на прямые затраты. Стоит это 3100 рублей, не считая транспортных издержек. Для многих – деньги немалые. Так что не каждый автолюбитель согласится выложить такую сумму. По закону несознательных владельцев должны штрафовать. При этом с хозяина машины не снимается обязанность за свой счет утилизировать авто. Если он продолжает упорствовать – дело опять же передают в суд. Тоже – долгая история. – Нужно предложить владельцу экономический стимул наряду с административной ответственностью, – говорит Игорь Просецкий. – Можно, например, пойти по западному варианту. Так, в Голландии при покупке нового автомобиля человек доплачивает еще 140 евро на его утилизацию. И когда его «железный конь» выйдет из строя, компания по утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей с большим удовольствием сделает свою работу. Ведь она уже оплачена. А владелец такого авто может рассчитывать и на определенный бонус, размер которого определяется комплектностью и возрастом автомобиля. Но все это сегодня, увы, невозможно. Нужен федеральный закон «Об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств», где все необходимые нормы будут четко прописаны. Уже подготовлено несколько версий этого документа, в том числе и московскими законодателями. Но до Госдумы он пока так и не дошел. Справка ВМ:На какой штраф может нарваться неаккуратный автовладелец -За установку авто в неположенном месте – от 1000 до 2000 рублей. -За загрязнение территории города, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, – от 1000 до 2000 рублей. -За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления – от 1000 до 2000 рублей. -За порчу земли – от 1000 до 1500 рублей.