Тоннель под Серебряным Бором откроют досрочно
Рубище с рукавами Движение транспорта по Серебряноборскому тоннелю в Москве будет открыто до конца 2007 года. Об этом заявил в конце прошлой недели столичный мэр Юрий Лужков. Серебряноборский тоннель является частью более крупного дорожного проекта – Звенигородского проспекта. Он станет новой радиальной трассой Москвы, которая свяжет район Пресни в самом центре города с МКАД и Новорижским шоссе. Как и большинство новых или реконструируемых «радиусов», дорога станет бессветофорной. Поэтому, когда проспект будет открыт полностью, по нему можно будет добраться от центра до Новой Риги примерно за 12 минут. Кроме того, Звенигородский проспект поможет решить проблему пробок на северо-западе Москвы. Проходящих здесь магистральных трасс недостаточно для близлежащих жилых районов. Однако, благодаря вводу в эксплуатацию Серебряноборского тоннеля, по мнению Юрия Лужкова, удастся разгрузить Кутузовский проспект, Рублево-Успенское и Волоколамское шоссе. Только в этом году правительство Москвы выделило 20 млн рублей на строительство Звенигородского проспекта. Проект получился таким дорогим по двум причинам. Во-первых, в него входит уникальный вантовый мост, который делает поворот над Москвой-рекой и проходит практически вдоль ее русла. Во-вторых, на стоимости проекта сказался и тоннель, об открытии которого говорил Юрий Лужков. Тоннель этот особенный, таких в Москве еще не было, да и во всем мире такие сооружения можно пересчитать по пальцам. Он состоит из двух «рукавов». В каждом из них – два яруса: по верхнему будут ездить автомобили, по нижнему – поезда метро. Благодаря этому метро удастся гораздо быстрее провести в удаленные кварталы Строгина, где его давно ждут жители. По одному тоннелю движение машин и метро пойдет в сторону центра, по другому – в сторону области. Автомобильная часть тоннеля будет иметь по три полосы в каждую сторону. Две полосы спроектированы по 3,5 м шириной и 4,5 м высотой. Крайняя левая полоса рассчитана на движение легковых автомобилей. Ее ширина составит 3,25 м, а высота – 4,2 м. И у строителей принцип «Не навреди!» Для чего нужно было «городить огород», да еще такой дорогой? Дело в том, что Звенигородский проспект должен был пересечь Серебряный Бор, который лежит точно между Пресней и Новорижским шоссе. Но это означало бы фактическое уничтожение уголка природы, любимого отдыха многих москвичей. Поэтому на такой шаг не решились даже во времена СССР, когда появились первые проекты новой трассы. Возможность воплотить замысел в жизнь без ущерба Серебряному Бору появилась только с развитием технологий. Только сегодня в России научились строить вантовые мосты такой сложности и копать тоннели такого размера. Причем московские строители осваивают новые методы работы весьма успешно. Это позволяет выполнять проект в более сжатые сроки, чем планировалось изначально. Например, до недавних пор предполагалось, что движение по мосту и тоннелю будет пущено только в 2008 году. Однако, как следует из заявления Юрия Лужкова, сроки удалось сдвинуть. Справедливость дороже денег В 2009 году планируется построить выезд на Звенигородский проспект в районе Москва-Сити. А к 2011 году должно завершиться строительство всей трассы – от Пресни до МКАД. Впрочем, учитывая темпы работы, не исключено, что и эти сроки будут сокращены. На сегодняшний день, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, строители немного отстают от графика лишь на пересечении Звенигородского проспекта с улицей Народного ополчения. Юрий Лужков отметил, что развязку в этом районе планируется открыть в 2008 году, но сперва требуется отселить 432 семьи. Большинство семей, чьи интересы затронуты строительством, уже получили новое жилье. «Сейчас осталось отселить 29 семей, и мы будем проводить эту работу не в судебном порядке, а в поиске согласия», – сказал столичный градоначальник. Он заверил, что переселение жильцов окрестных домов планируется только «в пределах того места, к которому человек привык». «Переезд в другой район подчас сравним с переездом в другую среду», – отметил Юрий Лужков. Поиск равноценного жилья в том же районе также может немного затянуть работу, но власти это не смущает: справедливость дороже возможной задержки. Еще один фактор, осложняющий создание Звенигородской трассы, роднит эту стройку с любой другой в Москве. «В городе сейчас нет ни одного квадратного метра, где не было бы подземных коммуникаций. Каждый раз при новом строительстве необходимо проводить громадную работу по переносу коммуникаций, хотя работа очень сложная, мы знаем что делать», – сказал Юрий Лужков. Однако власти обещают держать руку на пульсе и тщательно контролировать каждую стадию работы. «Владимир Иосифович Ресин (первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса) каждый вторник проводит совещания для того, чтобы успеть выполнить работы на этом участке трассы», – отметил Александр Кузьмин. Трасса без светофоров Разумеется, московская мэрия не намерена ограничивать развитие дорожной сети столицы одним лишь Звенигородским проспектом. Эта трасса важная, но далеко не единственная часть масштабной программы дорожного строительства, предусмотренной новым Генеральным планом города до 2025 года. Например, практически одновременно с Серебряноборским откроется еще один тоннель, которого с нетерпением ждут автомобилисты Москвы и области. Речь идет о тоннеле на Соколе – части проекта «Большая Ленинградка», предусматривающего реконструкцию Ленинградского шоссе и превращение его в современную бессветофорную трассу. «Полностью весь проект – от Манежной площади до МКАД действительно будет осуществлен к 2009 году, – рассказывает Владимир Ресин. – А тоннель на Соколе откроем в обе стороны движения уже в декабре». Частный капитал приходит на помощь Москва активно развивает дороги, хотя финансировать дорожное строительство самостоятельно регионам в последние годы стало гораздо сложнее. «Если государство и все мы поймем, что иначе нельзя, то ничего нереального в этих планах нет. Если бы не ликвидировали дорожный фонд, в Москве и Четвертое кольцо было бы уже построено, и многие дублеры вылетных трасс, – говорит главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Юрий Коротков. Власти вынуждены искать замену государственному финансированию, и на помощь приходит частный капитал. «В обновленном Генплане имеются так называемые приоритетные программы. Одна из них касается сооружения Четвертого транспортного кольца и Малого кольца Московской железной дороги. При создании такого транспортного каркаса цена прилегающей территории резко возрастает, – рассказывает Юрий Коротков. – Во всем мире этим пользуются, чтобы получать частные средства на развитие транспорта. Почему бы и нам не провести реконструкцию Малого кольца железной дороги, в том числе с помощью инвесторов? Этот вопрос сейчас обсуждается». Справка ВМ: Согласно Генплану протяженность магистральных дорог в Москве к 2025 году должна вырасти в два с половиной раза – с 1300 км до 3300 км. Таким образом, за ближайшие 18 лет предлагается построить в полтора раза больше дорог, чем за всю предыдущую историю города! «Мы строим новые дороги и реконструируем старые, – подчеркивает Владимир Ресин. – Если бы этого не делать, то Москва давно бы уже не ехала, а встала».