Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Что такое бизнес по-русски и кто им занимается

Общество
Что такое бизнес по-русски и кто им занимается

Сашенька – дизайнер по интерьеру, неисчерпаемый кладезь баек про новых русских. В начале своей карьеры она часто воевала с клиентами. «Понимаю, кабанья голова – ваш охотничий трофей, комод наполеоновского маршала – самая ценная мебель в доме, а компьютерный стол нужен вам для работы. Но поймите нельзя же все это вместе ставить в один кабинет!» Услышав «нельзя», клиент сатанел. Он платит не за то, чтобы ему запрещали, а за то, чтобы сделали, как он хочет! На Сашеньку жаловались. Вызванная к начальству на ковер, она размазывала слезы: «Я не могу поступиться принципами! Лучше выгоняйте!» И выгоняли. Для фирмы выгоднее потерять дизайнера, чем денежного клиента. Из нескольких тяжелых неудач Сашенька сделала вывод: качество мозгов обратно пропорционально толщине кошелька. Богатые пока не придумали ответа остроумнее, чем: «Если ты такой умный, почему такой бедный?» Да и эту сентенцию скорее всего вложил в их уста какой-то нищий сочинитель. На самом-то деле денежным мешкам все равно, что мы о них думаем. Достаточно сложения Вы, конечно, не раз слышали, что во всем мире способностями к предпринимательству обладает 10–15% населения. Не имею статистики, чтобы доказательно опровергнуть это утверждение, но сильно в нем сомневаюсь. Есть целые селения, где люди живут при дороге и тем кормятся: один открыл шиномонтаж, другой кафе; с каждого двора вынесли на продажу кто ягоды, кто яблоки или грибы. (Незабываемая картина: лет десять назад в пятидесяти километрах от Тольятти вдруг за несколько минут встретила человек двадцать придорожных торговцев, продававших… глушители от «Жигулей». Зарплату ими выдали, что ли?) И совсем уже сомнительно утверждение, что эти 10–15% предприимчивых – цвет нации, двигатель экономики и все такое. Любой бизнес сводится к торговле. Купил (произвел) подешевле, продал подороже – баланс положительный. Так, а в каких пределах нужно знать математику, чтобы успешно заниматься торговлей? Большинство людей ответит не задумываясь: четыре действия арифметики. А вот и нет! Посмотрите, как вам отсчитывают сдачу на рынке: «Ваши пятьсот, купили на триста – отдаю сто, еще сто – пятьсот!» То есть достаточно владеть ОДНИМ действием – сложением. Многие бизнесмены обходятся этим минимумом, не испытывая в работе ни малейших неудобств. Спросите меня, а как же высокоинтеллектуальный бизнес, как же гениальный Билл Гейтс, Генри Форд или кумир позапрошлого века – Самуил Кольт? Отвечаю: высокоинтеллектуальны наука и отчасти производство. Торговля же их плодами ничуть не сложнее торговли морковкой. Гейтс и Форд соединили в себе талант инженера с азартом рыночного торгаша – и разбогатели. Кольт разбогател, присвоив труд наемного работника, – оружейного мастера Джона Пирсона, о котором слышали немногие. Вот он, Пирсон, скончавшийся в безвестности, и был цветом нации и двигателем экономики. И Рудольф Дизель, то ли убитый, то ли покончивший с собой из-за «неудовлетворительного», как пишут в официальных биографиях, состояния финансов. И позабытый пароходный механик Федор Блинов – изобретатель парового гусеничного трактора классической компоновки. А торговцы – зло. В иных случаях необходимое, в иных абсолютное. Заинтересовалась я экзотическими для России грибами шиитаке. В Китае их выращивают под навесами – климат позволяет, у нас – в специальных помещениях с большими трудностями. Производитель говорит: продаем оптом по 450–500 рублей за килограмм; в магазинах цена гриба может доходить до 1500–1800 рублей. Это не цвет нации. Это сволочи. Сделайте модно! Вернемся к дизайнеру Сашеньке. Мы познакомились, когда она уже сменила несколько мест; на последнем работала без зарплаты, за процент от сделанного. Она показала мне трехмерные компьютерные эскизы своих работ – на мой взгляд, замечательные. В одной виртуальной папке с эскизами у нее хранились фотографии воплощенных в реальность проектов и сканы с отзывов заказчиков. Директор школы, музыкант, женщина-главбух – все были довольны Сашенькиной работой. Конфликты у нее возникали только с по-настоящему богатыми людьми. Может быть, Сашенька профессионально недотягивала до их уровня? Нет. Забегая вперед, скажу, что в последнее время она и с богатыми научилась ладить. Проблема была в другом. Во-первых, директор школы, музыкант, главбух и т. п. видели в Сашеньке такого же наемного специалиста, как они сами. Соответственно и относились к ее мнению, были готовы скорректировать свое: хотя для меня это непривычно, но раз специалист говорит, что модно, пускай сделает модно. Во-вторых, если человек выкладывает за ремонт полугодовой доход всей семьи, он относится к делу с максимальной серьезностью. Свои требования предельно детализирует еще на стадии обсуждения. Когда готов проект и тем более начаты работы, уточняются лишь нюансы. Заказчик не хочет тратиться на переделки, для него это важно. Поэтому поводов для конфликта с его стороны не возникает. Наконец, в-третьих, сама Сашенька понимала, что люди выкладывают за ремонт не лишние деньги, а поскольку делячество не в ее характере, предлагала экономные решения. Заказчики это видели, ценили и стремились поддерживать бесконфликтную атмосферу. За все уплачено Теперь спроецируем ситуацию на нового русского, который выложит полтора миллиона баксов за квартиру и готов потратить еще сотню-другую тысяч на отделку. Дизайнер в его глазах – не специалист, а персонал. Приглашен и оплачен для того, чтобы решать проблемы, как можно меньше отвлекая на них его, заказчика. Капитал нового русского заработан явно не вырезанием матрешек на кухне – в подчинении у него фирма с сотнями, а когда и тысячами подчиненных. Как руководитель, он занимает позицию «найдите способы сделать, а не объяснения, почему не сделали». Поэтому Сашенькины попытки просто уточнить, что ему нужно, такого заказчика раздражают: «Я не намерен ломать голову над решениями, за которые плачу тебе». А возражения «Так как вы сказали, делать нельзя (по таким-то эстетическим причинам)» воспринимаются как признак неумения найти выход. «Что значит «нельзя», когда я тебе и деньги заплатил, и сказал, что нужно делать?!» Второе. Затраченная на отделку сумма для него некритична. Поэтому он позволяет себе принимать важные решения на ходу, потом вносить изменения на любой стадии работ. В глазах исполнителей он самодур и тупица, неведающий, чего сам хочет. Отсюда третье: в создавшейся атмосфере делом чести, доблести и геройства для исполнителей становится наварить на заказчике побольше и сделать похуже. А это лишь укрепляет его во мнении, что «персонал» туп, ленив и неспособен работать без погонялки. – Это идиоты, – говорила мне Сашенька трагическим полушепотом.– Брюхоногие купчишки с кругозором устрицы. У них два эстетических критерия: «Мне так хотца» и «Чтоб все как у людей». Хотца дубовый кабинет, как у соседа, а что у соседа окно большое и на юг, а у него маленькое и на запад, не доходит! Убеждала его, что мрачно будет – не послушал. Сделали «по его». Заходит жена: «Темновато, Петя, что же ты со мной не посоветовался?» А Петя: «Это просто еще лаком не покрыли». И приказывает покрыть мореный дуб светлым лаком!!! – А ты? – А я говорю: «Да хоть цинковыми белилами! Только без меня». И ушла. – И опять не получила денег за работу. Сашенька покаянно кивнула. Она художник, а не ремесленник: лучше останется голодной, чем сделает плохо. В Париже так, а в Вашингтоне этак Воспринимай заказчика как явление природы, убеждала я Сашеньку. Оно безмозглое и неуправляемое, значит, спорить с ним нет смысла. Поэтому, во-первых, реши для себя: может, тебе так и работать для низа среднего класса? Ах, нет? У тебя творческие идеи, желание попробовать дорогие материалы и технологии? Хорошо, значит, надо уговорить свое «явление природы», чтобы оно заплатило. Как уговорить, если оно не слушает? Да просто. Оно не слушает ТЕБЯ. Ты для него не авторитет. Авторитет – то, к чему оно стремится. Скажи, что видела такое на Рублевке, и оно примет любое твое предложение. Второй, а по важности главный прием – никогда не спорь, соглашайся со всем, что оно скажет. Помнишь, ты рассказывала про голову кабана, антикварный комод и компьютерный стол в одном кабинете? Когда тебе такое предложат, отвечай: прекрасно, замечательно, ЕСЛИ У ВАС ПЛОЩАДИ НЕ ХВАТАЕТ, то это, конечно, единственный выход! А потом предложи сделать отдельно охотничью комнату с кабаном и кабинет с компом, а комод поставить в гостиную. Третье – набивай цену себе и своей работе. Прямо не ври – чревато, но почаще говори: «В Париже это делают так, а в Вашингтоне этак». Ты же знаешь, как там делают, хотя бы по журналам, а у него должно создаться впечатление, что ты там работала или, по крайней мере, была. Четвертое – не предлагай сэкономить, оно это воспримет как оскорбление. Если можно купить материал на строительном рынке и в салоне, покупай в салоне, подороже. Говорили мы с Сашенькой не один раз. Случалось, она прямо от заказчика, взвинченная, звонила из машины: «А он мне сказал... а я ему…» В конце концов у нее стало получаться. Хотя своего мнения о новых русских Сашенька не изменила: купчишки брюхоногие… P.S. Ашот деликатно берет мою щиколотку двумя пальцами и примеряет туфлю. Я могла бы сама – не успела. Он стоит передо мной на коленях, седовласый, с гордым профилем, и теперь мне будет трудно уйти, ничего не купив. А туфли так себе. Я знаю, что за услугу, за уважение он накинет на цену не меньше тысячи, и он знает, что я знаю. Косит, подлец, орлиным глазом: «Не уйдешь!» Это и есть торговый талант: понравиться, окружить заботой, обязать. И – чего я не вижу – показать зубы, отстоять свой бизнес в криминальных схватках. Уважаю его за услужливость и преданность своей работе. Ненавижу за то, что он и ему подобные притащили в Москву традиции восточного базара. Торговаться он будет упрямо – для него это содержание жизни, азарт, а для меня – тяжкое бремя: я иду с работы и устала. Уйду из его магазина с двояким чувством: обслужили по полной – приятно, обжулили – досадно… Отнюдь не считаю, что новые русские (к коим отношу российских предпринимателей всех национальностей) все как один дуболомы. Они новые, вот в чем дело. Пришли в бизнес кто с дипломом, кто с тюремным опытом. Растят детей, которые заграничным образованием и безупречными манерами покроют грехи дедов и отцов. Но пока в народе крепка память о жульническом начале и бандитском становлении российского бизнеса, анекдоты о новых русских будут жить Афоризмы в тему: -Глядя на российских миллиардеров сегодня, мы наконец понимаем, как был богат Советский Союз! Отношение предпринимателей к налоговой инспекции: «Я честно украл, а они жульнически отбирают!» -Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам, как способность хорошо разбираться в дорогих телефонах, часах и автомобилях. -Легче договориться с голодным тигром, чем с сытым бараном. Анекдоты: Встречаются двое бывших одноклассников. – Не везет мне, – жалуется один. – Акции падают, стройматериалы дорожают – не могу третий этаж в особняке достроить. А тут еще жена «Мерседес» разбила… А ты-то как? – А я три дня не ел. – Ну, брат, так нельзя. Надо себя заставлять! Новый русский проверяет у сына уроки. – Сколько будет дважды два? – Семь. – Не семь, а четыре. – Знаю. Но надо же поторговаться! Жена нового русского: – Мы с мужем постоянно спорим, как потратить деньги! Он хочет новую машину, я – шубу, он хочет поехать в отпуск на Багамы, я – на Мальдивы! Жена инженера: – А я со своим никогда из-за денег не спорю: зачем ссориться по мелочам? Крутой авторитет показывает свой новый дом гостям: – Эту картинку Гергиев намалевал. А это вот Спиваков постарался. – Дык вроде они, типа, музыканты? – Вован, когда я говорю человеку «рисуй», он рисует!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.