Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Что такое бизнес по-русски и кто им занимается

Общество
Что такое бизнес по-русски и кто им занимается

Сашенька – дизайнер по интерьеру, неисчерпаемый кладезь баек про новых русских. В начале своей карьеры она часто воевала с клиентами. «Понимаю, кабанья голова – ваш охотничий трофей, комод наполеоновского маршала – самая ценная мебель в доме, а компьютерный стол нужен вам для работы. Но поймите нельзя же все это вместе ставить в один кабинет!» Услышав «нельзя», клиент сатанел. Он платит не за то, чтобы ему запрещали, а за то, чтобы сделали, как он хочет! На Сашеньку жаловались. Вызванная к начальству на ковер, она размазывала слезы: «Я не могу поступиться принципами! Лучше выгоняйте!» И выгоняли. Для фирмы выгоднее потерять дизайнера, чем денежного клиента. Из нескольких тяжелых неудач Сашенька сделала вывод: качество мозгов обратно пропорционально толщине кошелька. Богатые пока не придумали ответа остроумнее, чем: «Если ты такой умный, почему такой бедный?» Да и эту сентенцию скорее всего вложил в их уста какой-то нищий сочинитель. На самом-то деле денежным мешкам все равно, что мы о них думаем. Достаточно сложения Вы, конечно, не раз слышали, что во всем мире способностями к предпринимательству обладает 10–15% населения. Не имею статистики, чтобы доказательно опровергнуть это утверждение, но сильно в нем сомневаюсь. Есть целые селения, где люди живут при дороге и тем кормятся: один открыл шиномонтаж, другой кафе; с каждого двора вынесли на продажу кто ягоды, кто яблоки или грибы. (Незабываемая картина: лет десять назад в пятидесяти километрах от Тольятти вдруг за несколько минут встретила человек двадцать придорожных торговцев, продававших… глушители от «Жигулей». Зарплату ими выдали, что ли?) И совсем уже сомнительно утверждение, что эти 10–15% предприимчивых – цвет нации, двигатель экономики и все такое. Любой бизнес сводится к торговле. Купил (произвел) подешевле, продал подороже – баланс положительный. Так, а в каких пределах нужно знать математику, чтобы успешно заниматься торговлей? Большинство людей ответит не задумываясь: четыре действия арифметики. А вот и нет! Посмотрите, как вам отсчитывают сдачу на рынке: «Ваши пятьсот, купили на триста – отдаю сто, еще сто – пятьсот!» То есть достаточно владеть ОДНИМ действием – сложением. Многие бизнесмены обходятся этим минимумом, не испытывая в работе ни малейших неудобств. Спросите меня, а как же высокоинтеллектуальный бизнес, как же гениальный Билл Гейтс, Генри Форд или кумир позапрошлого века – Самуил Кольт? Отвечаю: высокоинтеллектуальны наука и отчасти производство. Торговля же их плодами ничуть не сложнее торговли морковкой. Гейтс и Форд соединили в себе талант инженера с азартом рыночного торгаша – и разбогатели. Кольт разбогател, присвоив труд наемного работника, – оружейного мастера Джона Пирсона, о котором слышали немногие. Вот он, Пирсон, скончавшийся в безвестности, и был цветом нации и двигателем экономики. И Рудольф Дизель, то ли убитый, то ли покончивший с собой из-за «неудовлетворительного», как пишут в официальных биографиях, состояния финансов. И позабытый пароходный механик Федор Блинов – изобретатель парового гусеничного трактора классической компоновки. А торговцы – зло. В иных случаях необходимое, в иных абсолютное. Заинтересовалась я экзотическими для России грибами шиитаке. В Китае их выращивают под навесами – климат позволяет, у нас – в специальных помещениях с большими трудностями. Производитель говорит: продаем оптом по 450–500 рублей за килограмм; в магазинах цена гриба может доходить до 1500–1800 рублей. Это не цвет нации. Это сволочи. Сделайте модно! Вернемся к дизайнеру Сашеньке. Мы познакомились, когда она уже сменила несколько мест; на последнем работала без зарплаты, за процент от сделанного. Она показала мне трехмерные компьютерные эскизы своих работ – на мой взгляд, замечательные. В одной виртуальной папке с эскизами у нее хранились фотографии воплощенных в реальность проектов и сканы с отзывов заказчиков. Директор школы, музыкант, женщина-главбух – все были довольны Сашенькиной работой. Конфликты у нее возникали только с по-настоящему богатыми людьми. Может быть, Сашенька профессионально недотягивала до их уровня? Нет. Забегая вперед, скажу, что в последнее время она и с богатыми научилась ладить. Проблема была в другом. Во-первых, директор школы, музыкант, главбух и т. п. видели в Сашеньке такого же наемного специалиста, как они сами. Соответственно и относились к ее мнению, были готовы скорректировать свое: хотя для меня это непривычно, но раз специалист говорит, что модно, пускай сделает модно. Во-вторых, если человек выкладывает за ремонт полугодовой доход всей семьи, он относится к делу с максимальной серьезностью. Свои требования предельно детализирует еще на стадии обсуждения. Когда готов проект и тем более начаты работы, уточняются лишь нюансы. Заказчик не хочет тратиться на переделки, для него это важно. Поэтому поводов для конфликта с его стороны не возникает. Наконец, в-третьих, сама Сашенька понимала, что люди выкладывают за ремонт не лишние деньги, а поскольку делячество не в ее характере, предлагала экономные решения. Заказчики это видели, ценили и стремились поддерживать бесконфликтную атмосферу. За все уплачено Теперь спроецируем ситуацию на нового русского, который выложит полтора миллиона баксов за квартиру и готов потратить еще сотню-другую тысяч на отделку. Дизайнер в его глазах – не специалист, а персонал. Приглашен и оплачен для того, чтобы решать проблемы, как можно меньше отвлекая на них его, заказчика. Капитал нового русского заработан явно не вырезанием матрешек на кухне – в подчинении у него фирма с сотнями, а когда и тысячами подчиненных. Как руководитель, он занимает позицию «найдите способы сделать, а не объяснения, почему не сделали». Поэтому Сашенькины попытки просто уточнить, что ему нужно, такого заказчика раздражают: «Я не намерен ломать голову над решениями, за которые плачу тебе». А возражения «Так как вы сказали, делать нельзя (по таким-то эстетическим причинам)» воспринимаются как признак неумения найти выход. «Что значит «нельзя», когда я тебе и деньги заплатил, и сказал, что нужно делать?!» Второе. Затраченная на отделку сумма для него некритична. Поэтому он позволяет себе принимать важные решения на ходу, потом вносить изменения на любой стадии работ. В глазах исполнителей он самодур и тупица, неведающий, чего сам хочет. Отсюда третье: в создавшейся атмосфере делом чести, доблести и геройства для исполнителей становится наварить на заказчике побольше и сделать похуже. А это лишь укрепляет его во мнении, что «персонал» туп, ленив и неспособен работать без погонялки. – Это идиоты, – говорила мне Сашенька трагическим полушепотом.– Брюхоногие купчишки с кругозором устрицы. У них два эстетических критерия: «Мне так хотца» и «Чтоб все как у людей». Хотца дубовый кабинет, как у соседа, а что у соседа окно большое и на юг, а у него маленькое и на запад, не доходит! Убеждала его, что мрачно будет – не послушал. Сделали «по его». Заходит жена: «Темновато, Петя, что же ты со мной не посоветовался?» А Петя: «Это просто еще лаком не покрыли». И приказывает покрыть мореный дуб светлым лаком!!! – А ты? – А я говорю: «Да хоть цинковыми белилами! Только без меня». И ушла. – И опять не получила денег за работу. Сашенька покаянно кивнула. Она художник, а не ремесленник: лучше останется голодной, чем сделает плохо. В Париже так, а в Вашингтоне этак Воспринимай заказчика как явление природы, убеждала я Сашеньку. Оно безмозглое и неуправляемое, значит, спорить с ним нет смысла. Поэтому, во-первых, реши для себя: может, тебе так и работать для низа среднего класса? Ах, нет? У тебя творческие идеи, желание попробовать дорогие материалы и технологии? Хорошо, значит, надо уговорить свое «явление природы», чтобы оно заплатило. Как уговорить, если оно не слушает? Да просто. Оно не слушает ТЕБЯ. Ты для него не авторитет. Авторитет – то, к чему оно стремится. Скажи, что видела такое на Рублевке, и оно примет любое твое предложение. Второй, а по важности главный прием – никогда не спорь, соглашайся со всем, что оно скажет. Помнишь, ты рассказывала про голову кабана, антикварный комод и компьютерный стол в одном кабинете? Когда тебе такое предложат, отвечай: прекрасно, замечательно, ЕСЛИ У ВАС ПЛОЩАДИ НЕ ХВАТАЕТ, то это, конечно, единственный выход! А потом предложи сделать отдельно охотничью комнату с кабаном и кабинет с компом, а комод поставить в гостиную. Третье – набивай цену себе и своей работе. Прямо не ври – чревато, но почаще говори: «В Париже это делают так, а в Вашингтоне этак». Ты же знаешь, как там делают, хотя бы по журналам, а у него должно создаться впечатление, что ты там работала или, по крайней мере, была. Четвертое – не предлагай сэкономить, оно это воспримет как оскорбление. Если можно купить материал на строительном рынке и в салоне, покупай в салоне, подороже. Говорили мы с Сашенькой не один раз. Случалось, она прямо от заказчика, взвинченная, звонила из машины: «А он мне сказал... а я ему…» В конце концов у нее стало получаться. Хотя своего мнения о новых русских Сашенька не изменила: купчишки брюхоногие… P.S. Ашот деликатно берет мою щиколотку двумя пальцами и примеряет туфлю. Я могла бы сама – не успела. Он стоит передо мной на коленях, седовласый, с гордым профилем, и теперь мне будет трудно уйти, ничего не купив. А туфли так себе. Я знаю, что за услугу, за уважение он накинет на цену не меньше тысячи, и он знает, что я знаю. Косит, подлец, орлиным глазом: «Не уйдешь!» Это и есть торговый талант: понравиться, окружить заботой, обязать. И – чего я не вижу – показать зубы, отстоять свой бизнес в криминальных схватках. Уважаю его за услужливость и преданность своей работе. Ненавижу за то, что он и ему подобные притащили в Москву традиции восточного базара. Торговаться он будет упрямо – для него это содержание жизни, азарт, а для меня – тяжкое бремя: я иду с работы и устала. Уйду из его магазина с двояким чувством: обслужили по полной – приятно, обжулили – досадно… Отнюдь не считаю, что новые русские (к коим отношу российских предпринимателей всех национальностей) все как один дуболомы. Они новые, вот в чем дело. Пришли в бизнес кто с дипломом, кто с тюремным опытом. Растят детей, которые заграничным образованием и безупречными манерами покроют грехи дедов и отцов. Но пока в народе крепка память о жульническом начале и бандитском становлении российского бизнеса, анекдоты о новых русских будут жить Афоризмы в тему: -Глядя на российских миллиардеров сегодня, мы наконец понимаем, как был богат Советский Союз! Отношение предпринимателей к налоговой инспекции: «Я честно украл, а они жульнически отбирают!» -Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам, как способность хорошо разбираться в дорогих телефонах, часах и автомобилях. -Легче договориться с голодным тигром, чем с сытым бараном. Анекдоты: Встречаются двое бывших одноклассников. – Не везет мне, – жалуется один. – Акции падают, стройматериалы дорожают – не могу третий этаж в особняке достроить. А тут еще жена «Мерседес» разбила… А ты-то как? – А я три дня не ел. – Ну, брат, так нельзя. Надо себя заставлять! Новый русский проверяет у сына уроки. – Сколько будет дважды два? – Семь. – Не семь, а четыре. – Знаю. Но надо же поторговаться! Жена нового русского: – Мы с мужем постоянно спорим, как потратить деньги! Он хочет новую машину, я – шубу, он хочет поехать в отпуск на Багамы, я – на Мальдивы! Жена инженера: – А я со своим никогда из-за денег не спорю: зачем ссориться по мелочам? Крутой авторитет показывает свой новый дом гостям: – Эту картинку Гергиев намалевал. А это вот Спиваков постарался. – Дык вроде они, типа, музыканты? – Вован, когда я говорю человеку «рисуй», он рисует!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.