Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Новый Иерусалим на московской земле

Общество

ЭТОТ монастырь, переживший многие исторические бури – и коммунистическое безбожие, и гитлеровский вандализм, – всегда занимал особое место в сердцах православных. В романтический русский пейзаж с его необозримыми лугами удивительно органично была вписана копия града Божьего Иерусалима. Так, за неделю до Пасхи, ставя в вазу веточки вербы, мы как бы представляем себе развесистые ветви пальмы, которыми народ приветствовал вхождение в Иерусалим Иисуса.Но Ново-Иерусалимский монастырь – это не просто русская архитектурная транскрипция святого для каждого верующего места. Дело в том, что основа его возникновения не столько религиозная, сколько, как это ни парадоксально звучит, геополитическая.Идея построить этот монастырь в окрестностях столицы Московской Руси родилась вместе с осознанием того, что Россия после захвата Константинополя турками становится единственной мощной покровительницей всех православных, попавших под иноземное иго.За сто лет до этого Москва уже была названа Третьим Римом. И вот в XVII веке пришло время идеологически и архитектурно оформить этот тезис.Помощником, соратником и «собинным другом» тогдашнего русского царя Алексея Михайловича стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с константинопольским патриархом Фотием. Он заразил монарха своей идеей: создать в России канонический образ Святой Земли – Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… Об этом знали только царь и патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал.Это была блестящая кульминация очень короткого союза патриаршей и царской власти. Интриги завистников, неосторожная фраза Никона, обращенная к царю: «Ты только тень моя» (имелся в виду примат власти божьей над мирской) – и патриарх в опале отправлен простым монахом в дальний монастырь. Но дело его было доведено до конца. В окрестностях столицы возник уникальный духовный и архитектурный памятник, центром которого стала копия иерусалимского храма, воздвигнутого над Гробом Господним.Время не пощадило монастырь. Даже его название было под запретом, и городок, возникший вокруг святыни, по идеологическим соображениям стал именоваться Истрой по названию подмосковной речки. И недолгая немецкая оккупация этой местности зимой 1941 года привела к сознательному варварскому разрушению русской православной святыни.Несколько раз делались попытки начать восстановление монастыря, но только теперь государство нашло возможность, несмотря на всеобщий финансовый кризис, выделить многие миллиарды рублей на глубинную историческую реставрацию. Хотя реставраторы рассказали нам, что для начала надо не потерять то, что буквально чудом сохранилось. Но решение принято – Ново-Иерусалимскому монастырю снова воссиять.Великие же геополитические проекты Никона – выход к Балтийскому и Черному морям, провизантийские реформы всех сторон русской жизни и многое другое – довелось осуществлять сыну Алексея Михайловича, Петру Первому, человеку по-западному настроенному, но не способному оценить всю духовную глубину никоновской концепции.Далекие потомки тех зодчих будут воспринимать монастырь не только как архитектурный шедевр, но символ стремления Руси покончить с историческим изоляционизмом. Но, прежде всего, стены тамошнего храма – это место духовного отдохновения, лишняя возможность убедиться в том, что каждому воздастся по трудам и вере его.[i]фото Петра БОЛХОВИТИНОВА и Владимира ЗОЛИНА[/i][b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Нужна ли реставрация памятников?[/i]Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Любой культурный человек должен бороться за сохранение исторических и религиозных памятников. Особенно если речь идет о таких уникальных объектах, как Ново-Иерусалимский монастырь. Реставрация идет успешно, но, к сожалению, не во всех регионах России, как того хотелось бы.[/i]

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.