Песня о Родинке

Hi-Tech

[b]В Рунете, как когда-то в СССР, сегодня процветает дежурная любовь к дежурной родине.[/b]Изгаляться в конце 80-х вдруг стало можно над чем угодно. Проделывали мы это с радостным озорством школяров, сбежавших с уроков и уверенных, что «мама не узнает». Узнала ли? Об этом позже.[b]Покушение на миражи[/b]А тогда рушились школярские стереотипы и памятники вождям, иные из которых (вождей) с тем же обаятельным подростковым хулиганством вообще публично объявлялись «грибами». Кто-то создавал кооператив по окраске футболок под джинсу (свое дело!), кто-то издавал ни на что не похожий иллюстрированный журнал (свое дело!). Смеясь и без смущения мы расставались с опостылевшим прошлым и его протухшими кумирами, ничтоже сумняшеся по поводу светлого будущего.Венцом же мальчишеской самоуверенности и озорства стала, по-моему, любимейшая для меня соловьевская лента тех лет «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989 год, [i]www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=320[/i]), где сам великий вождь мирового пролетариата и друг всех детей неуклюже и мнительно писал в унитаз, а одному из героев (башировскому) в горячечных снах методично, изо дня в день, являлась расстреливающая его «Аврора»; другой же (абдуловский) по пьянке откровенно покушался на святая святых – тот самый десятилетиями втемяшивавшийся в нас партийно-правительственный патриотизм, пафосно объявляя с экрана «Песню о Родинке». Священное («священное»?) снизили до сомнительно физиологического.Прошло время. Более того, прошли времена – и все опять устаканилось. Что же это такое для нас нынче – чувство родины (умышленно обозначаю это уважаемое мною понятие маленькой буквой: поговорим без истерик)? По-прежнему записная глава из видавшего виды школьного учебника? Привычные говорящие головы, привычно говорящие с телеэкранов привычно правильные – до изжоги – слова? Или нечто иное – живущее в нас, независимое от всех и всяческих пропагандистских скрижалей? За ответом на сей отчасти риторический вопрос и двинул я в Рунет – новейшее из зеркал нашего с вами добра и зла.[b]По шпаргалкам 70-х[/b]Догадайтесь с одного раза, кто хозяин адреса [i]www.rodina.ru[/i]! Правильно, небезызвестный Конгресс русских общин. Существует сегодня этот сайт с очень ответственным именем явно в вялотекущем режиме. Лозунги – испокон веку привычные: формирование национальной солидарности русского народа (именно что национальной в исконно многонациональной стране – ну да ладно, не будем об этом). Но вот что бросается в глаза: идеология ресурса явно формулировалась до исторического момента – высочайшего назначения лидера КРО в международные политики.Ну а последняя новость датирована вообще октябрем 2008-го. Впрочем, чтобы не уснуть, прочтите по адресу www.orodine.ru пародию, если не сказать пасквиль, на КРО в Инете – «Родина» и окрестности». Тоже, однако, старенький контент.Более свеж на вид ресурс народно-патриотического объединения «Родина» [i]www.rodinaonpo.ru [/i]– он, по крайней мере, регулярно обновляется. Но «мысли и чувства» (помните непременные темы школьных сочинений: какие мысли и чувства будит во мне образ такой-то?)… Мысли банальны, как программа КПСС, а потому не будят никаких чувств – ни живых, ни настоящих.Сайт [i]www.istrodina.com [/i]принадлежит журналу «Родина», учрежденному администрацией президента и правительством страны. Это сетевая версия обычного, вполне официозного издания (больше, увы, сказать нечего). Нашел я еще ресурсы кинотеатра «Родина», одноименных хоккейного клуба, музыкальной группы, звукозаписывающей компании, клуба кладоискателей, завода по производству клапанов и даже гранд-отеля. Вот такое многообразие родин.Особняком – [i]http:// nationalism.org/rodina[/i]. Позиционирует себя как чисто националистический. Кому интересно, анализируйте сами. Мне – нет.Перейдем к патриотизму (как чувству, наверное). Но опять – одни «мысли», никаких чувств. На странице [i]www.patriotism.ru [/i]– всего лишь одна статья анонимного автора «Патриотизм. Его идеи и критика». Причем оборванная на полуслове. Кто-то начал размышлять, да забросил, махнул рукой.Идеи тут высказываются не бесспорные. Но в целом патриотизм опять же сведен к национализму (и в этом осуждаем). Отчасти это, конечно, отражает сегодняшний массовый тренд. Но почему-то хочется верить – лишь отчасти.На словосочетание же «Любовь к родине» поисковики предлагают главным образом списать школьные сочинения. Грустно.Итак, в Рунете, как когда-то в СССР, сегодня процветает, поверьте, дежурная любовь к дежурной родине.Не к реальной вовсе. Я не нашел ни одного ресурса, обращенного именно к чувству – этому сложному, очень часто противоречивому, по-разному присущему, я все-таки надеюсь, всем. Вне зависимости от этнических черт и исторических корней.Интересно, кто первым зарегистрирует кириллический портал [i]Родина.РФ[/i]? Может, какой-нибудь правообладатель, вовремя подсуетившийся с регистрацией одноименной сосательной карамели?[b]А все-таки хочется любить[/b]Впрочем, однако, мне ли судить о родине и любви к ней? Баку, город, где я в незапамятные времена родился, давно перестал быть для меня родиной – настолько он изменился. И не в обиду никому это говорю. Бывал я в нем несколько раз и в эти, нулевые годы XXI столетия: красивый, ухоженный город, но совсем иной – не тот, где я вырос.Москва, в которой я обретаюсь последние три десятилетия, тоже не родила во мне чувства родины. Все думаю (те же три десятилетия думаю): почему? Наверное, все же из-за ее, Москвы, холодности и прагматичности, нестойкости человеческих привязанностей и мегаполисной страсти к целесообразности.Не мое. Не зря, получается, больше всего на свете люблю я путешествовать – пестовать ощущение собственной непривязанности.Но тут недавно я услышал Льва Аннинского, одного из последних могикан отечественной культурологии.Просто стоящего перед людьми и говорящего – какие-то важные слова. Причем не говорил он вовсе впрямую о родине, о чувстве патриотизма etc. Говорил о чужой и своей книгах, о себе и о нас всех, здесь живущих и здесь меж собой повязанных – чемто неведомым и, так хочется верить, нерушимым (без гимнов и трибунных речей), которое, мне кажется, и есть родина. Когда слушаешь таких людей, как Аннинский, хочется любить родину.Ее, родину, помнится, еще в давние времена именовали родина-мать. А потому в конце нашего разговора я вернусь-таки к вопросу (см. выше): а узнала ли «мама» о наших шалостях и колкостях в ее адрес? Конечно, узнала.Мама всегда знает все. Вы что, с детства это не усвоили? Только она нас все равно любит. Мама ведь.Ну а мы? Не скажу. Все вам скажи! Чувство родины – глубоко интимное чувство. И песня о родине у каждого своя.[i]Konstantin.Isaakov@vm.ru[/i][b]В ТЕМУ[/b]По адресу [i]http://prpk.info [/i]располагается Российский политический клуб «Патриот».Вроде бы и задачи тут ставятся важные: просвещать людей, учить их отсеивать правду от лжи в необозримом потоке информации (и в Сети, и вне виртуала).Но когда тебе сообщают, что конечной целью сайта является… «воссоединение трех братских республик – России, Украины и Белоруссии», то сразу как-то представляется, что создатели ресурса – люди либо наивные, либо запутавшиеся в идеологических шорах. Впрочем, скорее, последнее.Сайт [i]www.rossija.info [/i]называет себя «Кольцо патриотических ресурсов». Он ставит целью объединение всех ресурсов Рунета, посвященных патриотической тематике. И, надо заметить, портал этот отличают от других ему подобных большая открытость и толерантность.«Мы предоставляем площадку исключительно для патриотических сил, как бы ни различались они по своему мировоззрению («слева направо»), – пишут организаторы. Благородно.Если вас замучила ностальгия по советской патриотической лексике, то загляните на [i]www.fadm.gov.ru/projects/280/525/MAIN [/i]– здесь размещена так называемая «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».Вот пара цитат. Например: «Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России; ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества». Или: «Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек – рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций».Словом, это, пожалуй, для тех, кто готов быть субъектом или объектом… чем угодно, только не личностью.

Google newsYandex newsYandex dzen