Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Хороший геолог всегда в цене

Технологии
Хороший геолог всегда в цене

Ректор РГГРУ Анатолий Константинович Корсаков связал с вузом всю свою сознательную жизнь. Его путь – традиционный для ректора. Поступив в Московский геологоразведочный институт в 1971 г. на специальность «Геология, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых», А. К. Корсаков специализировался на изучении редких радиоактивных элементов. После окончания учебы он учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, стал ассистентом, далее – доцентом, доктором геолого-минералогических наук, профессором. В 2005 г. А. К. Корсаков был назначен проректором по научной работе, а с марта 2007 г. – ректором университета, вне стен которого не работал ни дня. Институт он называет своей «самой сильной и единственной любовью, которой никогда не изменял». Став ректором, Анатолий Константинович не прекратил педагогическую деятельность и сейчас проводит занятия по двум курсам, считая это для себя очень важным. Несмотря на высокую занятость и ответственную работу ректора большого вуза, А. К. Корсаков подготовил к изданию учебник «Структурная геология», в котором много его фотоснимков (фотография – многолетнее хобби ректора, собравшего богатейшую коллекцию снимков разнообразных геологических объектов, на которых ему довелось побывать). В 2007 г. вышел в свет учебник «Общая геология», где А. К. Корсаков является основным автором. К сожалению Анатолия Константиновича, совмещать серьезную научную работу с его должностью невозможно, зато каждый год ему обязательно удается на 2–3 недели выезжать в экспедиции, «чтобы почувствовать себя настоящим геологом». – Анатолий Константинович, каких специалистов готовит университет? – Начну с того, что наш вуз всегда был базовым для подготовки специалистов минерально-сырьевого комплекса. Уникальность университета в том, что мы ведем подготовку по всему замкнутому циклу комплекса от составления геологических карт до разработки месторождений различных видов минерального сырья (золота, урана, алмазов, полиметаллов, редких элементов и т. д.), и аналогов нашему вузу нет ни в России, ни за рубежом. Первый этап цикла – создание геологических карт, они служат основой для прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых. Для работы на этом участке мы готовим студентов по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», самой востребованной, дефицитной и престижной. Второй этап – поиск месторождений, в задачи специалистов этого профиля входит обнаружение полезного ископаемого, находящегося под землей. При этом оцениваются параметры месторождения, его перспективность и масштабы будущих разработок, и для такой работы необходим специалист по разведке. Важно правильно определить очередность разработки месторождения, которое будет эксплуатироваться долгие годы. Этап освоения месторождения включает в себя уточнение геологических деталей, определение способа ведения выработок. Затем происходит отработка, добыча руды, состоящей из пустой породы и ценных компонентов, которые надо эффективно отделить. Специфика некоторых месторождений, например, урановых, состоит в том, что они отрабатываются без проходки крупных подземных горных выработок и в отсутствие человека под землей. Специалисты-геологи, которых готовит наш вуз, изучают поверхность традиционными методами. Геофизики пользуются геофизическими методами: магнитными, сейсмическими, электрическими, гравитационными. Именно такими методами были открыты знаменитые железорудные месторождения, в т. ч. Курская магнитная аномалия, Костомукшское месторождение в Карелии и др. При отработке месторождений важны гидрогеологические условия (объем воды в выработке, мощность насосов, соответствующая ее эффективной откачке). Иногда затраты на водооткачку оказываются настолько велики, что месторождение становится невыгодным для отработки. Наши выпускники-гидрогеологи востребованы и для работы в городских условиях, ведь в водоснабжении городов тоже немало проблем: известно, что не за горами то время, когда вода станет главным полезным ископаемым – ее природные запасы истощаются. Кроме того, мы готовим инженерных геологов, которые исследуют грунт при промышленном и гражданском строительстве, а также под разрушающимися со временем памятниками старины. Так, наши специалисты работали в Кижах, на Валааме, в Ростове Великом, они же исследуют и участившиеся в столице провалы и обрушения. Готовим мы и разработчиков, которые проходят горные выработки для геологоразведки и иных целей. А еще в нашем вузе одной из первых в стране открылась кафедра геотехнологии, занимающаяся проблемой изъятия полезных ископаемых без проходки шахт и горных выработок. С помощью этих новых технологий отрабатываются урановые и золоторудные месторождения. Экономическая специальность в нашем вузе – это не дань моде, а насущная необходимость. Поскольку геология требует специального подхода и расчетов, мы готовим экономистов со знанием специфики минерально-сырьевого комплекса. Наш университет стал первым вузом, в котором начиналось обучение такой редкой специальности, как геммолог (специалист по огранке и обработке камня). Когда-то мы готовили специалистов для работы в Гохране, сейчас они также востребованы и на ювелирных производствах. Еще одна специальность – геоинформатика. Сегодня она особенно актуальна, поскольку компьютерные технологии позволяют создавать трехмерные модели виртуальных месторождений, а это открывает перед нашей отраслью принципиально новые возможности. Кроме того, в процессе геологоразведочных работ накапливается огромное количество сложной геофизической и геодезической информации. Без применения компьютерных программ часть информации раньше оказывалась просто невостребованной, теперь же мы можем эффективно использовать эти данные. К новым веяниям в университете можно отнести и открытие специальности «Бурение на нефть и газ». Давно, еще в советские годы, мы готовили специалистов по разведочному бурению на нефть и газ и сейчас просто узаконили этот факт. Не исключено, что мы будем создавать новый нефтегазовый факультет – специальности, связанные с этой отраслью, востребованы, а у нас есть все возможности подготовки для нее высококвалифицированных специалистов по разведке, прогнозированию и оценке месторождений. В будущем планируем открытие целого ряда новых и востребованных профильных специальностей, таких как инженерная защита в чрезвычайных ситуациях, аэрокосмические методы исследования природных ресурсов, взрывное дело и др. – Для геолога практика – наиболее важная часть учебного процесса. Как в РГГРУ решается этот вопрос? – Да, действительно, практика для геолога не менее важна, чем для хирурга, поэтому мы уделяем ей большое внимание – наши студенты проходят учебные практики в Подмосковье, Крыму, Карелии, на Урале. Могу сказать, что нам удалось не только сохранить, но и расширить возможности изучения студентами природных объектов этих мест. В перспективе собираемся открыть еще одно место для практических занятий – на Кавказе. – Что Вы, Анатолий Константинович, как ректор крупного вуза думаете о новой системе двухуровневого образования? – Я считаю, что 4 года – это недостаточный срок для подготовки профессионала. За это время, по крайней мере в нашей области, сложно подготовить полноценного специалиста. Пока неясно, что нужно сделать, чтобы новый способ обучения стал эффективным. Необходима более продуманная политика государства в отношении образования. Двухуровневая подготовка – решение, скорее, политическое, чем практическое. Идея приведения нашего образования к западным стандартам хороша, но при подготовке специалистов для своей страны мы должны учитывать ее специфику, условия работы и многое другое. Сложившаяся в России в течение многих лет система подготовки инженеров, включающая в себя целый ряд связанных между собой практик, прекрасно себя зарекомендовала. А при подготовке бакалавров теряется самый важный в обучении год, в течение которого изучаются дисциплины специализации. Получается, с одной стороны, мы должны готовить более грамотных и опытных специалистов, владеющих самыми современными методами исследования, а с другой – прерывать обучение накануне самого важного периода. Тем не менее мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы в отрасль приходили подготовленные специалисты. – Как будет развиваться университет, что планируется сделать в ближайшее время? – Сегодня повсеместно наблюдается тенденция укрупнения, объединения. Не в угоду моде, а в силу необходимости. Мы тоже планируем объединяться. Так, уже есть договоренность об объединении с геологоразведочным техникумом, находящимся в Подмосковье. Он становится нашим филиалом, и это открывает возможность непрерывной подготовки кадров для отрасли – от рабочих до выпускников вуза. Изучаем также возможность объединения с Новосибирским геологоразведочным техникумом, что приблизит нас к добывающим регионам. Есть договоренности и с другими родственными техникумами в различных городах России. Планируем мы и расширять сотрудничество со школами, совершенствовать учебный процесс. Наши специалисты нужны стране, поскольку ее экономика во многом связана с эффективностью работы минерально-сырьевого комплекса. И мы обязаны сделать все, чтобы качество образования в РГГРУ оставалось на прежней высоте. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: В 1918 г. декретом Совнаркома была учреждена Московская горная академия. В 1919 г. состоялось ее торжественное открытие, и первые студенты горного, геологоразведочного и металлургического факультета приступили к занятиям. Ее основателями были крупнейшие ученые страны И. М. Губкин, В. А. Обручев, А. Д. Архангельский, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман и др. В 1930 г. на базе МГА были созданы 6 самостоятельных институтов, в том числе – Московский геологоразведочный институт, ставший центром учебно-методической работы по геологоразведочному образованию. В 1932 г. МГРИ было присвоено имя Серго Орджоникидзе. После Великой Отечественной войны в вузе была открыта кафедра техники разведки и началась подготовка горных инженеров по новой специальности «Техника разведочного дела», а в 1952 г. на ее базе был создан новый горнобуровой факультет. После того, как в 1963 г. в МГРИ влился большой коллектив Московского института цветных металлов и золота, его переименовали в факультет техники разведки и разработки. В 1992 г. МГРИ был преобразован в МГГА, в июле 2001 г. – в МГГРУ, а в мае 2005 г. в РГГРУ – Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.