Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Хороший геолог всегда в цене

Технологии
Хороший геолог всегда в цене

Ректор РГГРУ Анатолий Константинович Корсаков связал с вузом всю свою сознательную жизнь. Его путь – традиционный для ректора. Поступив в Московский геологоразведочный институт в 1971 г. на специальность «Геология, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых», А. К. Корсаков специализировался на изучении редких радиоактивных элементов. После окончания учебы он учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, стал ассистентом, далее – доцентом, доктором геолого-минералогических наук, профессором. В 2005 г. А. К. Корсаков был назначен проректором по научной работе, а с марта 2007 г. – ректором университета, вне стен которого не работал ни дня. Институт он называет своей «самой сильной и единственной любовью, которой никогда не изменял». Став ректором, Анатолий Константинович не прекратил педагогическую деятельность и сейчас проводит занятия по двум курсам, считая это для себя очень важным. Несмотря на высокую занятость и ответственную работу ректора большого вуза, А. К. Корсаков подготовил к изданию учебник «Структурная геология», в котором много его фотоснимков (фотография – многолетнее хобби ректора, собравшего богатейшую коллекцию снимков разнообразных геологических объектов, на которых ему довелось побывать). В 2007 г. вышел в свет учебник «Общая геология», где А. К. Корсаков является основным автором. К сожалению Анатолия Константиновича, совмещать серьезную научную работу с его должностью невозможно, зато каждый год ему обязательно удается на 2–3 недели выезжать в экспедиции, «чтобы почувствовать себя настоящим геологом». – Анатолий Константинович, каких специалистов готовит университет? – Начну с того, что наш вуз всегда был базовым для подготовки специалистов минерально-сырьевого комплекса. Уникальность университета в том, что мы ведем подготовку по всему замкнутому циклу комплекса от составления геологических карт до разработки месторождений различных видов минерального сырья (золота, урана, алмазов, полиметаллов, редких элементов и т. д.), и аналогов нашему вузу нет ни в России, ни за рубежом. Первый этап цикла – создание геологических карт, они служат основой для прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых. Для работы на этом участке мы готовим студентов по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», самой востребованной, дефицитной и престижной. Второй этап – поиск месторождений, в задачи специалистов этого профиля входит обнаружение полезного ископаемого, находящегося под землей. При этом оцениваются параметры месторождения, его перспективность и масштабы будущих разработок, и для такой работы необходим специалист по разведке. Важно правильно определить очередность разработки месторождения, которое будет эксплуатироваться долгие годы. Этап освоения месторождения включает в себя уточнение геологических деталей, определение способа ведения выработок. Затем происходит отработка, добыча руды, состоящей из пустой породы и ценных компонентов, которые надо эффективно отделить. Специфика некоторых месторождений, например, урановых, состоит в том, что они отрабатываются без проходки крупных подземных горных выработок и в отсутствие человека под землей. Специалисты-геологи, которых готовит наш вуз, изучают поверхность традиционными методами. Геофизики пользуются геофизическими методами: магнитными, сейсмическими, электрическими, гравитационными. Именно такими методами были открыты знаменитые железорудные месторождения, в т. ч. Курская магнитная аномалия, Костомукшское месторождение в Карелии и др. При отработке месторождений важны гидрогеологические условия (объем воды в выработке, мощность насосов, соответствующая ее эффективной откачке). Иногда затраты на водооткачку оказываются настолько велики, что месторождение становится невыгодным для отработки. Наши выпускники-гидрогеологи востребованы и для работы в городских условиях, ведь в водоснабжении городов тоже немало проблем: известно, что не за горами то время, когда вода станет главным полезным ископаемым – ее природные запасы истощаются. Кроме того, мы готовим инженерных геологов, которые исследуют грунт при промышленном и гражданском строительстве, а также под разрушающимися со временем памятниками старины. Так, наши специалисты работали в Кижах, на Валааме, в Ростове Великом, они же исследуют и участившиеся в столице провалы и обрушения. Готовим мы и разработчиков, которые проходят горные выработки для геологоразведки и иных целей. А еще в нашем вузе одной из первых в стране открылась кафедра геотехнологии, занимающаяся проблемой изъятия полезных ископаемых без проходки шахт и горных выработок. С помощью этих новых технологий отрабатываются урановые и золоторудные месторождения. Экономическая специальность в нашем вузе – это не дань моде, а насущная необходимость. Поскольку геология требует специального подхода и расчетов, мы готовим экономистов со знанием специфики минерально-сырьевого комплекса. Наш университет стал первым вузом, в котором начиналось обучение такой редкой специальности, как геммолог (специалист по огранке и обработке камня). Когда-то мы готовили специалистов для работы в Гохране, сейчас они также востребованы и на ювелирных производствах. Еще одна специальность – геоинформатика. Сегодня она особенно актуальна, поскольку компьютерные технологии позволяют создавать трехмерные модели виртуальных месторождений, а это открывает перед нашей отраслью принципиально новые возможности. Кроме того, в процессе геологоразведочных работ накапливается огромное количество сложной геофизической и геодезической информации. Без применения компьютерных программ часть информации раньше оказывалась просто невостребованной, теперь же мы можем эффективно использовать эти данные. К новым веяниям в университете можно отнести и открытие специальности «Бурение на нефть и газ». Давно, еще в советские годы, мы готовили специалистов по разведочному бурению на нефть и газ и сейчас просто узаконили этот факт. Не исключено, что мы будем создавать новый нефтегазовый факультет – специальности, связанные с этой отраслью, востребованы, а у нас есть все возможности подготовки для нее высококвалифицированных специалистов по разведке, прогнозированию и оценке месторождений. В будущем планируем открытие целого ряда новых и востребованных профильных специальностей, таких как инженерная защита в чрезвычайных ситуациях, аэрокосмические методы исследования природных ресурсов, взрывное дело и др. – Для геолога практика – наиболее важная часть учебного процесса. Как в РГГРУ решается этот вопрос? – Да, действительно, практика для геолога не менее важна, чем для хирурга, поэтому мы уделяем ей большое внимание – наши студенты проходят учебные практики в Подмосковье, Крыму, Карелии, на Урале. Могу сказать, что нам удалось не только сохранить, но и расширить возможности изучения студентами природных объектов этих мест. В перспективе собираемся открыть еще одно место для практических занятий – на Кавказе. – Что Вы, Анатолий Константинович, как ректор крупного вуза думаете о новой системе двухуровневого образования? – Я считаю, что 4 года – это недостаточный срок для подготовки профессионала. За это время, по крайней мере в нашей области, сложно подготовить полноценного специалиста. Пока неясно, что нужно сделать, чтобы новый способ обучения стал эффективным. Необходима более продуманная политика государства в отношении образования. Двухуровневая подготовка – решение, скорее, политическое, чем практическое. Идея приведения нашего образования к западным стандартам хороша, но при подготовке специалистов для своей страны мы должны учитывать ее специфику, условия работы и многое другое. Сложившаяся в России в течение многих лет система подготовки инженеров, включающая в себя целый ряд связанных между собой практик, прекрасно себя зарекомендовала. А при подготовке бакалавров теряется самый важный в обучении год, в течение которого изучаются дисциплины специализации. Получается, с одной стороны, мы должны готовить более грамотных и опытных специалистов, владеющих самыми современными методами исследования, а с другой – прерывать обучение накануне самого важного периода. Тем не менее мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы в отрасль приходили подготовленные специалисты. – Как будет развиваться университет, что планируется сделать в ближайшее время? – Сегодня повсеместно наблюдается тенденция укрупнения, объединения. Не в угоду моде, а в силу необходимости. Мы тоже планируем объединяться. Так, уже есть договоренность об объединении с геологоразведочным техникумом, находящимся в Подмосковье. Он становится нашим филиалом, и это открывает возможность непрерывной подготовки кадров для отрасли – от рабочих до выпускников вуза. Изучаем также возможность объединения с Новосибирским геологоразведочным техникумом, что приблизит нас к добывающим регионам. Есть договоренности и с другими родственными техникумами в различных городах России. Планируем мы и расширять сотрудничество со школами, совершенствовать учебный процесс. Наши специалисты нужны стране, поскольку ее экономика во многом связана с эффективностью работы минерально-сырьевого комплекса. И мы обязаны сделать все, чтобы качество образования в РГГРУ оставалось на прежней высоте. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: В 1918 г. декретом Совнаркома была учреждена Московская горная академия. В 1919 г. состоялось ее торжественное открытие, и первые студенты горного, геологоразведочного и металлургического факультета приступили к занятиям. Ее основателями были крупнейшие ученые страны И. М. Губкин, В. А. Обручев, А. Д. Архангельский, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман и др. В 1930 г. на базе МГА были созданы 6 самостоятельных институтов, в том числе – Московский геологоразведочный институт, ставший центром учебно-методической работы по геологоразведочному образованию. В 1932 г. МГРИ было присвоено имя Серго Орджоникидзе. После Великой Отечественной войны в вузе была открыта кафедра техники разведки и началась подготовка горных инженеров по новой специальности «Техника разведочного дела», а в 1952 г. на ее базе был создан новый горнобуровой факультет. После того, как в 1963 г. в МГРИ влился большой коллектив Московского института цветных металлов и золота, его переименовали в факультет техники разведки и разработки. В 1992 г. МГРИ был преобразован в МГГА, в июле 2001 г. – в МГГРУ, а в мае 2005 г. в РГГРУ – Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.